Современный ребенок может надолго задуматься, над, казалось бы, простым вопросам: «Кто такой Ильич?», но про спонсора (держу пари!) отвечает сию секунду: «Хороший дядя. Он все делает даром», – хотя бы так, к примеру. Но мы-то, взрослые, наученные горьким опытом рыночной конкуренции «с оскалом» хорошо знаем: бесплатный бывает только сыр в мышеловке.

Потому, направляясь в Ульяновский детский дом, о котором пресса писала не раз за годы его существования, задалась определенной целью: выяснить, кто же, собственно, эти «добрые дяди и тети» сегодня, что сподвигло их безвозмездно финансировать обделенные родительским теплом детские души и есть ли у этого благородного порыва отклик.

Ирина Юрьевна Явкина, директор дома «Гнездышко», на обделенность спонсорского внимания не жалуется. Только благодаря ему потихоньку-полегоньку справили полный комплект стиральных машин. Да таких, какие нынче хозяйки в ванной не прячут, а сознательно украшают ими кухню – дизайн-то загляденье! К тому же компактные, бесшумные – это вам не громоздкие с натужно скрипящими валиками отжима, бабушкино приданое, что в «хрущовку» с трудом впихивали. В процессе тесного сотрудничества с депутатами Гордумы и появились тогда первые две красавицы. А ведь надо-то пять! Потому как «Гнездышко» – дом семейного типа и 76 детишек – от трех до шестнадцати лет – живут тут не коммунами и отрядами, как в летних лагерях, а пятью семьями. И, стало быть, на каждую такая чудо-техника нужна.

Шикарные угловые диваны, на которые может враз забраться дюжина малышей, компьютеры и телевизоры последнего поколения, музыкальный центр и прочая дорогостоящая техника вряд ли бы появились здесь в ближайшее время, если бы не спонсоры «Мы ведь бюджетники, – говорит Явкина, – и без посторонней помощи сами бы не осилили».

Ирина Юрьевна проводила меня в актовый зал и с гордостью его показывает. После ремонта, сделанного опять-таки на спонсорские деньги, он действительно хорошо – ослепительно белый потолок, лазурные стены. При поддержке спонсоров отремонтировали две спальни, кое-что поменяли на кухне… В общем, список инвестиций можно перечислять долго. А ведь два года назад, как я сюда пришла, – вспоминает Ирина Юрьевна, – здесь даже картин на стенах не было. Теперь планирую в каждую нашу семью душевую кабину поставить. Дороговато, конечно, но с нашими спонсорами, думаю, и это осилим».

Олигархи отдыхает

По мере того как Ирина Юрьевна с особым блеском в глазах перечисляла известные ей события и факты, а мой блокнот «распухал» от названий всевозможных фирм, компаний и не очень известных лиц, и вырисовался тот социальный портрет «героя нашего времени», ради которого я, собственно, сюда приехал. В рамках современного лексикона общий итог я бы обозначила так – олигархи отдыхают. Потому кА самые-самые» благотворительностью заниматься не желают солидные финансовые потоки исходят, прежде всего, от представителей среднего и малого бизнеса, частных предпринимателей «средней руки”. Причем со многими сотрудничество приобрело долгосрочный характер, под который в детском доме выстраивают программу действий, так сказать, на перспективу. Но случаются и разовые «вливания» – неожиданные, обескураживающие и о которых помнят здесь с особым чувством благодарности.

– Звонит мне как-то женщина. «Хочу вам, говорит, помочь. И перечислила, представляете, целых сто тысяч рублей. А даже ее имени, фамилии не знаю. На тот подарок мы наш актовый зал и отремонтировали, рассказывает Ирина Юрьевна. Мужчина однажды объявился с огромной вот такущей сумкой. Я еще тогда посмеялась, не наших ли детишек в ней хочет увезти. А он мне серьезно так, по-деловому: «Давайте размеры – обувь, одежда. Куплю на рынке. Всему детскому дому». Кто он, до сих пор не знаем.

И подобных анонимов в позитивном ключе у «Гнездышка» не счесть. На днях подъехал к детдому машина и выгрузили из нее огромнейший телевизор. Кто? откуда? А дарителя и след простыл.

Некая нотариальная контора («И не пытайте, сама не знаю, – Ирина Юрьевна) взяла да и устроила на весенние каникулы ребятишкам праздник – оплатила экскурсию в Санкт-Петербург в тысяч сорок- сорок пять, если на вскидку, поездка обошлась.

Пчеловоды с бидоном непомерных размеров как-то пришли. Их душистый мед всю зиму ели, здоровье укреплялись.

На Новый год – игрушки, подарки, фрукты и сладости – все он, Дед Мороз безымянный.

А в обычный будний день принес кто-то в «Гнездышко» цветы. Садовые. И букет тот, что стоит сейчас в спальне у малышей, роскошней, шикарней царственных роз. Потому кА просвечивается в нем образ сердечной бабулечки, перебивающейся на постыдно мизерную пенсию и понесшей цветы не ан рынок, а сюда, в приют детских душ. Которые сами, как эти цветы.

Впрочем, эта тема уже другого материала.

Дарующий и дар принимающий

Если саженец слаб и неказист, но в нем заложен здоровый жизненный потенциал, рано или поздно он прорастет в крепкое дерево. Но на долгом пути к этому прорастанию его, как малое живое существо следует окружить любовью и заботой.

Бесспорно, в «Гнездышке» делается все, чтобы ребенок, выражаясь по-простому, был обут-одет и пряником не обижен. Но главную задачу коллектив этого большого дома видит все же в другом – подготовить своего выпускника к самостоятельной жизни. Чтобы после долголетней опеки он сумел обрести себя, найти собственное место во взрослой жизни, не потеряться в круговороте. Работа, семья, дети – то, что психологи называют вхождением в социум.

В этом ключе внебюджетные средства также активно используются: посещение музеев, театров, выставок, участие в городских акциях и празднествах, различного рода культурные встречи. А этим летом впервые на выходные выехали в Садовку, что в Старомайнском районе. Жили в палатках на чудном пляже. Мальчишки, как положено, дрова заготавливали, рыбу ловили, девчонки стряпали. Для детей домашних – обычный турпоход, каким и не очень-то удивишь. А для обитателей «Гнездышка» – событие, о котором разговоров неделю. Тут даже в очередь выстраиваются на следующий выезд. Жаль, что только шестерых могу взять, – с грустью говорит Ирина Юрьевна, – больше наш допотопный» уазик просто не вмещает. А другого транспорта у нас, к сожалению, нет!

– Мы стараемся объяснять детям, что добро, которое делают нам люди,- звучит ровный уверенный голос Ирина Юрьевны,- мы обязаны оплачивать. Каким образом? Да хотя бы старанием, прилежанием. Можешь учиться лучше – учись! У нас сегодня уже восемь «ударн6иков2, а два года назад только двое было, шестеро закончили год всего с одной «тройкой». Для нас это очень и очень неплохой результат.

Вот такая нехитрая арифметика.

Вместо эпилога

Милосердие и добрые дела облагораживают душу, наполняют вереницу будней смыслом и желанием.

Старая, избитая истина. Не отнять от нее и не прибавить. И если она близка вам по жизненному мироощущению, и вы готовы ее приумножить, воспользуйтесь тем, что приводится ниже моей фамилии.

Спасибо.

Ирина Крючкова

Ульяновская местная общественная организация «Попечительский совет Областного государственного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – Ульяновский специальный (коррекционный) детский дом для детей с отклонениями в развитии «Гнездышко».

432032, г. Ульяновск, ул. Терешковой, 3а, т. 36-30—07, 45-27-98, тф 36-31-33.

e-mail: gnezdyshko 73@mail.ru.kooud@mail.ru

УМОО «Попечительский совет детского дома «Гнездышко»

Ульяновский филиал ОАО АКБ «Росбанк»

кс 30101810900000000896

ИНН 7730060164 КПП 732502001 БИК 047308896

ОГРН 1027739460737

рс 40603810892000000008