Весной двадцатого года пришла беда в один из домов села Вырыпаевка. Заболели Николай и Анастасия Ватрушкины. С трудом поднимая наливающиеся тяжестью веки, Николай видел рядом тяжело дышащее тело жены. На соседней кровати жались друг к другу их трое ребятишек: Миша, Зина и трехлетняя Дусенька. Некогда сильный и могучий кузнец слабел на глазах. Он попросил сына поднести к нему икону.

– Господи, ты ведь видишь, что у нас – трое детей, – заговорил отец, – возьми меня, но оставь Анастасию, ведь без нее дети погибнут. Господи, я так редко обращался к тебе, выполни хотя бы эту мою просьбу!”

Девушка строгих нравов

После смерти отца тяжело заболела Дуся. В Александровской больнице девочка перележала чуть ли не во всех отделениях. Не успеет вылечиться от одной инфекции, как тут же подхватывает другую. Тогда мать попросту выкрала дочь из больницы. Дома намыла в щелоке, намазала какой-то мазью и положила на печку. Девочка выжила.

Из 30-х годов запомнилось то, как неграмотная мать обучалась грамоте. Учитывая то, что в семье было трое детей, учительница – приходила на дом. После её ухода дочь проверяла у матери домашнее задание.

В 12-13 лет помогала матери, работая няней в семье своей тети. Та жила в Риновке, имела гумно и земли, на которых ей и мужу приходилось много работать. Позднее узнала, что семью тети, которая работала с утра до вечера, раскулачили.

Потом Дуся поступила в автодорожный техникум НКВД. На фото 1936 года – Евдокия Ватрушкина – в белой футболке и шортах. Она, что называется. из крупненьких, привлекательная. Мальчишки из техникума то и дело напрашиваются проводить её до дома. Но Дуся – девушка строгих нравов. Она убеждена, что провожать её должен только тот, кто её нравится. Из знакомых мальчишек она отдавала предпочтение Володе Морозову. Он заканчивал двухгодичные курсы при пединституте, поговаривал об отъезде по распределению. К тому времени и Дуся закончила техникум. Она получила распределение под Саранск.

Встречались молодые люди во время приездов в родной город. В 1939 году они расписались и

Уехали в Акмолинск, где Владимир был директором школы, Евдокия -старшим экономистом по труду.

Зарплата – картошкой

В сорок первом у них родилась дочь Галина. В сорок втором Владимир ушел на фронт. Воевал связистом. Вернулся с боевыми наградами – медалью “За отвагу” и орденом “Красной Звезды”. Правда, вернулся не к Евдокии….

Во время войны Евдокия Николаевна решила вернуться в родной город. Устроилась работать на завод имени Володарского старшим нормировщиком. Помогала заводу копать картошку. Оплата – той же картошкой: мешок – заводу, мешок – себе. Как-то ночью Евдокия нагрузила подводу десятью мешками. Двинулась в путь и только потом поняла, какая усталая и изможденная досталась её лошадь. Она смогла довести подводу до парома. Потом упала. Спасибо людям, помогли доставить мешки по назначению.

Вспоминая годы войны, Евдокия Николаевна говорит, что именно в те годы встретила по-настоящему добрых людей. Об этом же свидетельствует случившееся с братом. В бою под Грозным Михаил был тяжело ранен: ему перебило ноги. Очнулся в траншее, куда его успела оттащить молоденькая медсестра. Лечился в госпитале в Баку. Вспомнил, что в этом городе живет его двоюродная сестра. Написал ей. Сестра приехала и забрала Михаила домой, где, в буквальном смысле слова, поставила его на ноги.

Чехов для бабушки

В 1945-м она устроилась в облфо, экономистом. В сорок седьмом отменили карточки, в магазинах появился настоящий белый хлеб, а в войну и ржаной-то не всегда ели. Должность позволяла

одной из первых узнавать о понижении цен. Начальник часто оставлял отдел работать допоздна. Говорил:” Сталин в Кремле ночами работает, а чем мы лучше?”.Бывало, просто ждали: поступил из Москвы приказ о снижении или нет. Как правило, в те годы такие приказы поступали раз в квартал.

В 60-х Евдокия Николаевна стала заведующей отдела облисполкома по урегулированию цен. Работала в “Белом Доме”. Работа отнимала все свободное время. Спасибо Анастасии Кирилловне: если бы не она, Галя выросла бы совсем другим человеком. Галина вспоминает, что к чтению её пристрастила неграмотная бабушка, которая каждый вечер просила внучку почитать Толстого или Чехова.

Внучки и правнуки

Евдокия Николаевна Ватрушкина давно – на пенсии. Она – ветеран труда. Все эти годы она вела активный образ жизни. Умеет все: печь, солить, мариновать. Долгие годы была старшей по подъезду. В прошлом году случилось несчастье: упала, сломала бедро. Лежачий образ жизни – тяжело не столько физически, сколько морально. Не привыкла Евдокия Николаевна, чтобы за ней ухаживали. На 89-ом году жизни ее перевели на инвалидность. За это время её дочери Галине ни разу не удалось купить хотя бы одно лекарство по льготным ценам, а принимает Евдокия Николаевна около десяти названий…

Дочь Галина преподавала математику в танковом училище, обе ее дочери закончили пединститут. Правнука и правнучку Евдокия Николаевна называет умницами, которые всего в жизни достигли своим трудом. Разве это не счастье – осознавать, что твои корни – такие же крепкие, как и вся прожитая тобою жизнь?

В феврале этого года вся многочисленная семья Ватрушкиных и их друзей поздравила Евдокию Николаевну с 90-летием. Они с удовольствием пели с юбиляршей её любимые песни – “Синий платочек”, “Подмосковные вечера” и каждая напоминала о прожитых годах.