Или что в нашей области с гражданским обществом?

Почти месяц назад глава региона Сергей Морозов выступил с докладом о состоянии гражданского общества в Ульяновской области.

Отсутствие какой-либо реакции на этот доклад само по себе говорит, вероятно, что не все в этой сфере у нас в порядке. Свой взгляд на проблему сегодня высказывает член Общественной палаты, доктор технических наук, профессор, лауреат Госпремии СССР Исаак Гринберг (на снимке).

Мне понятно желание любого руководителя подать итоги своей работы в положительном плане. Но считаю аморальным, когда все положительное существует лишь на бумаге. Вот говорят: средняя зарплата у нас выросла. Что я могу по этому поводу сказать? Есть три типа лжи.

Это не я придумал. Ложь случайная, ложь преднамеренная и ложь – статистика. Средняя зарплата напоминает среднюю температуру по больнице, когда у двух в морге температура плюс двадцать пять, а у четырех больных в послеоперационной палате – жар и плюс сорок. В среднем и получается где-то 36,6… Известно, как резко в нашей области выросли расходы на содержание аппарата.

Так, может, и средняя зарплата растет благодаря росту зарплаты чиновников всех уровней? Насколько мне помнится, нет правительства в Нижегородской области, хотя и по экономическому, и по социальному уровню эта область еще как нас обставляет. Могу назвать еще десяток регионов, где тоже нет правительства. А нам захотелось именно правительства! Почему? Зарплата! При этом видно, что простые люди живут попрежнему бедно, и существенного улучшения не наступило.

Что такое гражданское общество Часть чиновников успела отрапортовать и о другом «завидном» достижении. Мол, не так давно в Ульяновской области случилось послание губернатора «О развитии гражданского общества». Гражданское общество якобы у нас имеет место быть. А на мой взгляд, – только послание о гражданском обществе – это неправильно.

За посланием должно было быть и обсуждение, когда можно задавать вопросы, высказывать мнения. Мне было больно на это смотреть… Вышел губернатор Сергей Иванович Морозов, читал минут сорок. На этом послание закончилось. Почему? Побоялись вопросов, оценок, критики? Ведь на самом деле все совершенно не так, как сказал губернатор в своем послании. В Ульяновской области гражданское общество, если можно вообще говорить такие высокие слова, делает шаги в противоположном направлении. Создается впечатление, что у нас не понимают даже смысла слов «гражданское общество». Что такое гражданское общество? Это, прежде всего, совокупность не зависимых от государства общественных организаций, которые осуществляютконтроль за деятельностью власти, а власть адекватно реагирует на этот контроль.

Говорить о том, что у нас рассматриваются вопросы поддержки молодежи, ветеранов, с муфтиятами и с православной епархией заключены соглашения, есть художественная самодеятельность, спортивные организации, смотры, конкурсы – и выдавать все это за результаты деятельности гражданского общества?

Это абсолютно неправильно! При тоталитарном и авторитарном режимах вполне могут быть и все перечисленные, и общество защиты животных, и общество пчеловодов, но это не признак наличия гражданского общества.

А может, и не надо?

Возможно, кто-то спросит: а нужно ли нам в России, с ее менталитетом и традициями, гражданское общество с каким-то там контролем? Чтобы ответить на этот вопрос, прежде нужно видеть – в какой стране мы нынче живем. Даже Путин не единожды говорил о коррупции, о сращивании власти и криминала. Истории до сих пор не известна великая держава, а мы, несмотря ни на что, таковой являемся, которая была бы столь коррумпирована, как сегодняшняя Россия. Взятки – основа для решения любых вопросов. Деньги решают все!

Иду однажды в переходе московского метро. Смотрю – вывеска: «Дипломы, аттестаты». Мне интересно.

Подхожу, спрашиваю: не пора ли и мне получить высшее образование?

Молодая женщина отвечает: давно пора, зря время тянете. Вы кто по образованию? Быстро надо было соображать, я и «выдал»: работаю, мол, фельдшером. Тогда, говорит она, надо закончить мединститут.

Кем хотите быть? Мечтаю быть врачом-гинекологом, отвечаю. А в каком городе хотите закончить мединститут? Какие оценки хотелось бы иметь в дипломе? Может, нужен диплом с отличием? Завтра, в девять утра, вот на этом месте вы можете получить корочки. Но сегодня надо проплатить аванс. Спрашиваю: какова же полная цена услуги? Женщина назвала. И я тогда узнал: за пятнадцать тысяч рублей можно купить диплом о высшем образовании, вообще ничего не оканчивая. И не только диплом.

Можно купить и справку на имя племянника или племянницы самого папы римского! За деньги можно все!

Должности, кресла – высокопоставленные и не очень. Страна коррумпирована – снизу доверху – и сверху донизу.

Ульяновская власть людей не слышит Мне лет немало, я мог бы успокоиться… Но не дает покоя мысль: в какой стране будут жить мои дети, дети какого-нибудь Иван Иваныча вон он идет за окном.

Что же может нас спасти? Где та сила, которая может изменить ситуацию и в странев целом, и в нашей области в частности? Я далеко не все разделяю в учении Ленина, но то, что наш земляк был гениальным человеком – бесспорно. Я часто повторяю его слова: «В любом деле нужно видеть главное звено, ухватившись за которое, можно вытянуть всю цепь». Так где то главное звено, ухватившись за которое, можно победить коррупцию? Это звено, на мой взгляд, как раз и есть – гражданское общество, которое везде и всегда начиналось снизу, а не сверху. Другое дело, что наш народ настолько разуверился в возможности что-то изменить к лучшему, что в массе своей страшно пассивен. Не то, что люди не верят друг другу, как в своем послании утверждал губернатор, и не то, что общественные организации не могут договориться между собой без посредничества власти, как он это подчеркнул. Народ не верит самой власти! Потому что она продажна, у нее свои интересы, а не интересы народа. Власть зачастую безучастна к попыткам людей говорить правду, критиковать, пытаться создавать то самое гражданское общество. Я не говорю, что во власти нет честных, достойных людей. Они наверняка есть. Вполне возможно, что и среди губернаторов есть достойные люди. Я никого за руку не схватил и не могу ничего по этому поводу говорить. И долг этих честных руководителей поддержать вот эти ростки. И, кажется, так просто: уж коли выявили проблему, исправлять надо! А не делать все с точностью до наоборот, как нередко получается в Ульяновской области. Примеров полно. Обратилась как-то гражданка в Общественную палату Ульяновской области по поводу безобразий в системе начисления оплаты за услуги ЖКХ. У нас в палате была создана специальная группа, которая занялась этим вопросом. И действительно выявила много, мягко говоря, неправильного. Письменно консультировались с прокуратурой.

После чего Общественная палата обращается к главе города и просит принять соответствующие меры. Через месяц пришел ответ от заместителя мэра С.П.Савельева.

Классическая отписка! И я тогда подумал: уж если в адрес Общественной палаты позволяют себе такие отписки, то можно представить, какие ответы они отправляют рядовым гражданам. Я уж не говорю о другом: если Общественная палата об ращается к мэру, то, интеллигентности ради, ответ должен дать, на мой взгляд, все-таки мэр. Но пока ты им запрос, они отписку.

Не менее убедительный пример и на областном уровне. В начале года ульяновцы схватились за головы, узнав о тарифах на электроэнергию на 2007 год. Даже Законодательное Собрание области не осталось равнодушным. И тогда губернатор создает вневедомственную комиссию. Но скажите мне: какая такая комиссия нужна губернатору, председателю правительства, чтобы отменить приказ подразделения его же правительства? Между тем, пока эта комиссия заседает, граждане и предприятия платят за электроэнергию по несуразным тарифам. Только через два месяца они были снижены… И это вместо того, чтобы за два дня драконовские тарифы отменить и наказать виновных. У многих, кстати, вызывает недоумение: почему в Ульяновской области, далеко не лидирующей в экономическом, социальном, да в каком угодно, аспекте, тарифы и после снижения остались в лидирующей группе. В Общественной палате в тот момент также была создана специальная группа, я в нее вошел, которая изучала этот вопрос. И еще раз убедились: тарифы нельзя было так взвинчивать! И об этом специальным письмом областную администрацию уведомили. Наконец, недавно был получен ответ от министра экономики Шерина. И снова отписка! Вот сесть бы вместе с Морозовым за стол и почитать это письмо, а также то обращение Общественной палаты, на которое это письмо является ответом…

Если бы в обоих случаях действия мэра и губернатора были адекватными! Ведь обращения к ним Общественной палаты не похожи на оголтелые «долой!». А теперь и губернатор в своем послании призывает, чтобы люди слушали и слышали друг друга. Но он же сам не слышит!

Власть не реагирует должным образом на самые слабенькие обращения от незрелого, делающего робкие шаги гражданского общества.

А как быть с совершенно вопиющими действиями местной власти, связанными со свободой слова? Бог с ним, с Гринбергом, который посмел с трибуны предпринимательского съезда просить губернатора пропустить одну поездку в Китай и по обмену опытом съездить в Тамбов. Было бы и результативнее, и дешевле. Похоже, за эту просьбу впоследствии Гринберга и исключили из Совета по предпринимательству при губернаторе…

Но где телепередача «Акцент» Геннадия Антонцева? Хорошая, острая передача талантливого журналиста, кстати – члена Общественной палаты.

А где телепередача «Правда» КПРФ?

Можно с чем-то соглашаться, с чемто не соглашаться, но сегодня мы должны приветствовать любые проявления альтернативного мнения. Без него нет гражданского общества. А это постыдная выходка, когда со встречи губернатора с членами Общественной палаты выставили журналистов… Без СМИ же нет и не может быть гражданского общества.

В то же время столько всевозможных мероприятий! Два гражданских форума подаются как некий расцвет гражданского общества. А я могу сказать прямо: показуха! От начала и до конца. И это, к сожалению, линия…

Человек всегда хотел, хочет и будет хотеть хлеба и зрелищ. И когда есть хлеб, зрелища воспринимаются очень даже хорошо. А когда зрелищ навалом, а хлеба не хватает, то зрелища вызывают как минимум раздражение.

Нужна ли нашей власти Общественная палата?

Особо хочу сказать о том месте в послании, где сказано про Общественную палату. Губернатор прав, говоря, что Общественная палата работает недостаточно. Я тоже так считаю. Но хочет ли наша власть нормальной работы Общественной палаты? Не уверен. Иначе как объяснить такие факты. Палата создана на два года. Вторая половина первого года идет вовсю. А у Общественной палаты до сих пор нет даже своей комнаты. Нет комнаты – нет и телефона. Или что, компьютер не нужен Общественной палате? Были и попытки предложить, чтобы подведомственные власти газеты с определенной регулярностью публиковали подборки материалов, которые готовила бы сама Общественная палата. Это трудно сделать? Не трудно. Большие затраты?

Нет никаких затрат. Вывод прост: власти нужна Общественная палата ручная. Послушная. Управляемая. Вроде бы и есть Общественная палата, но не надо давать ей свободу. Поэтому, с одной стороны, чиновники говорят правильные слова, и губернатор не исключение, а с другой – все делают с точностью до наоборот.

Я за то, чтобы к критическим размышлениям относились спокойно и Сергей Иванович Морозов, и другие чиновники. Я за диалог. Но надо четко определиться: мы на самом деле хотим гражданского общества или просто о гражданском обществе стало модно говорить?