«Уважаемые граждане! Если вы заметили подозрительный предмет (пакет, сверток, сумку), не трогайте его, а немедленно сообщите в администрацию!» – таким объявлением по радио встретил меня Ульяновский центральный рынок.
Холодок между лопатками… Вдруг вспомнилось, как несколько лет назад в разгар торговли, аккурат в обеденный перерыв, у себя в рабочем кабинете в упор был расстрелян администратор рынка Мартынов. Убийцу не нашли…
Не потому ли администрация здесь так подозрительна и недружелюбна? Когда минувшей осенью рынок продали частнику и взмыли цены за аренду торговых мест, торговый люд сильно возроптал. Особенно бунтовали продавцы мяса.
Они накатали «куда следует» жалобу и организовали митинг. Была приглашена пресса. Но администрация к протестующим не вышла.
Не стала отвечать на вопросы журналистов…
Вот и против меня руководство ОАО «Центральный рынок» сразу же заняло круговую оборону.
– На вопросы буду отвечать только в присутствии юриста, – заявил коммерческий директор предприятия Ратмир Хусейнович Бженников.
– Рынок частный, как хотим, так и работаем, – повторял гендиректор Евгений Иванович Муратов.
И отчего они так всполошились?
Повод для визита был абсолютно безобидным. Хотелось узнать, как работается рынку без иностранцев.
С 1 апреля этого года начали действовать положения Постановления правительства РФ № 683 от 15 ноября 2006 года об установлении на 2007 год допустимой доли иностранных работников в сфере розничной торговли. До 1 апреля эта доля составляла 40 процентов. После этой даты она сведена к нулю. Исключение составили иностранные граждане, имеющие вид на жительство от трех до пяти лет и получившие разрешение на торговлю. Чем сия мера вызвана? Толчком послужили события в Кондопоге. А еще многочисленные теракты на рынках, страшный пожар на Черкизовском. Жертвами-то стали как раз нелегалы.
А главная причина – неубывающая безработица. Мол, опустевшие торговые места займут россияне. В том числе сельские труженики, которые часто не имеют возможности реализовать выращенную продукцию из-за беспредела, царящего на рынках.
Нюанс: упомянутая одномоментная мера касается только предпринимателей, продавцов, кассиров, официантов, то есть тех, кто считает деньги. На подсобных рабочих, экспедиторов, дворников и т.п. это не распространяется. Пока! У правительства есть идея в ближайшем будущем отказаться совсем от услуг иностранцев в торговле.
Идея-то, может, и хорошая. Но ее почему-то на нашем Центральном рынке никто не поддерживает. Край у нас многонациональный, и понятие «иностранец» подразмыто. Большинству все равно, чтопредставители Кабардино-Балкарии, которые приобрели Центральный рынок, что забитый парень из узбекского аула. Не от хорошей жизни приехал он на заработки в Россию.
– Самые законопослушные граждане – это у нас иностранцы, – подчеркивает все тот же гендиректор Муратов, – труженики, вежливые, не пьют…
– Людей обидели! – говорит продавщица квашеной капусты. – Надо было их документировать. И пусть бы торговали.
– А в Татарстане иностранцев не тронули, – авторитетно заявляет колоритный субъект в тюбетейке. Только три дня в апреле торговали по-новому…
– Безобразие! – звонкий голос из рыбного ряда. – Теперь и фруктов не поешь!
Кстати, о фруктах. Нынешней весной они стали дороги до неприличия.
Например, цена самых дешевых яблок подскочила раза в полтора. Както странно галопируют цены на помидоры. В январе, уверяют продавцы, эти овощи можно было купить даже за 80 рублей. Почему же в мае и начале июня они стоили 75? Разумеется, подорожали сухофрукты и пряности. От 10 до 30 процентов.
Схема проста. Иностранный предприниматель, зарегистрировавшись, к примеру, экспедитором, нанял торговать урюком россиянку. А ей надо зарплату платить. Вот вам и накрутки. Кто в проигрыше? Покупатель!
Впрочем, приказы, то бишь постановления правительства, не обсуждают. Посмотрим, как идет заполнение «очищенных» от иностранцев торговых мест.
Суббота. Главный крытый павильон рынка. Из 24 прилавков 15 практически пусты. Спускаюсь в так называемый фруктовый павильон. И здесь процентов 70 торговых мест пустует. «Аренда этих мест многим не по карману», – объясняют торгующие.
Сельчанину из глубинки тем более. На один бензин прорва денег уйдет. А система госзакупок порушена. Так что перекупщик по нынешним временам для деревни благо. Он просто занял пустующую на рынке нишу. Закупил у бабушки картошечку по четыре рубля, она и этому рада.
Хоть не сгнила.
Так что вся надежда теперь на Федеральный закон № 271 от 30 декабря 2006 года «О розничном рынке и внесении изменений в Трудовой кодекс». Если все пойдет, как здесь задумано, то в торговле нас ждет настоящая революция. Широкая сеть новых сельскохозяйственных рынков.
Долговременные сельхозярмарки.
Льготы для малоимущих продавцов.
Бесплатные торговые места для незащищенных слоев, то бишь для бабушек с укропом. Кстати, в Ульяновске уже имеется прецедент. Одно из заволжских ООО на своих четырех рынках предоставляет 100 бесплатных торговых мест.
А еще на каждом рынке появится управляющая компания. Она будет отвечать буквально за все. За организацию торговли, антитеррористическую деятельность. За трезвость, чистоту, красоту. За честность! А это главное.