Иван Линяков всю жизнь занимался изобретательством – на его счету множество самых разных приспособлений. Но больше всего он гордится собранной собственноручно пилорамой, позволяющей мастерить стройматериалы из отходов, и летательным аппаратом, на сборку которого он потратил 20 лет. Этой весной гибрид вертолета и велосипеда, названный «махолетом», поднял изобретателя в небо!

Мертвые души

Идея насчет более рационального использования леса зародилась у Ивана Пинякова, когда он в очередной раз проходил мимо стройки и увидел большое количество выброшенных пеньков. Он собрал эти стройматериалы, которые строители записали в мусор, и начал свои эксперименты с деревянными мертвыми душами.

Задумка была простой: ствол распиливается на круги (словно колбасу режешь), и потом из них, как из кирпичей, складывается стена, которая фиксируется гвоздями и глиной, Следующим этапом стало воплощение этой задумки в жизнь. Вручную это делать никак нельзя: во-первых, долго очень, а во-вторых, круги должны быть одинаковой ширины. Чтобы стена была плотней, края у них должны быть спилены под углом 45 градусов – укладываются деревянные диски как бы с нахлестом, следовательно, угол должен быть идеально ровный, иначе получатся прогалы. А значит, производство должно быть механизировано. Так и появилась пилорама.

Нам пожары не страшны!

После этого Иван Пиняков задался целью придумать, как можно обработать получаемые деревянные круги так, чтобы они не горели, не сырели и сохраняли свою твердость. Но чтобы при этом не использовать специальные лаки — от огня-то лаки берегут, но, случись пожар, дома остаются целыми, а вот люди в них гибнут от отравления выделяемыми токсинами! Поэкспериментировал Иван и нашел неожиданный выход. Оказывается, если пропитать дерево простым уксусом, оно не горит!

– И не только не горит, – говорит изобретатель, – вон валяются пропитанные деревяшки у меня во дворе года два под открытым небом, и дождь, и снег их мочат. А гляньте, ведь совсем не деформировались, не отсырели!

– Я не ради денег пилораму мастерил, -продолжает мастер. – Я просто хочу, чтобы мы наш лес не разбазаривали, не раскидывали, а относились трепетно к каждой щепочке, ведь и она может пользу приносить. Вот, например, пока все эти эксперименты проворачивал, опипок тьма набралась, так я их с глиной смешал и пристройку к дому сделал! А так бы выкинуть мог…

Сейчас Иван Пиняков готов поделиться своей технологией со всеми заинтересованными лицами.

Дело жизни

Смысл своей жизни Иван видит в другом изобретении – самодельном летательном аппарате. Еще будучи маленьким мальчиком он мечтал о небе.

– У меня отец не вернулся с войны, — рассказывает изобретатель. – Я очень его любил, скучал, переживал и к каждому мужчине в форме кидался с криком: «Папа!». А тогда у нас как было: на зиму крыши домов мы покрывали соломой, а когда сено заканчивалось, мы солому с крыши сваливали и кормили скот, а летом заново покрывали. И однажды я как раз сидел на коньке крыши и расправлял закинутую туда солому. За спиной у меня были привязаны гусиные крылья. Я так играл… А тут вижу -офицер идет. Ну, я как закричу: «Папа, смотри, как я летаю!». Ну и сиганул… А что, мне шесть лет всего было,

дурак еще… К счастью, ничего не сломал. А тот мужчина подошел ко мне и сказал: мол, быть тебе, пацан, летчиком!

С тех пор Иван жил с мыслью, что однажды сядет за штурвал самолета. Но мечтам не суждено было осуществиться. В летное училище его не приняли из-за того, что один глаз видел плохо – всего «минус 0,7», но все равно не взяли. На следующий год Иван выучил всю табличку, прочитал строчки так, что врач поставил 100-процентное зрение, и медкомиссию прошел. Но кто-то из абитуриентов его «заложил». Опять облом,.. Пришлось идти на техническую специальность. Полжизни Пиняков проработал с самолетами, но за штурвал сесть так и не пришлось. Вот и решил, что сам себе летательный аппарат соберет, и на нем уж точно ему никто летать не запретит.

Прилетел к тараканам

Аппарат состоит из рамы, четырех крыльев, хвоста и пропеллера (смотри фото). Конструируя его, Иван поставил себе цель – доказать, что можно сделать такой аппарат, где КПД маха крыла будет равняться 80-90%, то есть не будет холостой работы крыльев. Иван долго изучал бабочек, ведь они как-то летают, несмотря на то, что их вес по сравнению с площадью крыльев гораздо больше, чем у птиц. Со временем в голове родилась идея…

– Он ведь у меня как устроен: садишься на раму и начинаешь руками вращать перекладину как можно сильнее и быстрее, таким образом приводя в движение крылья. Поднявшись на высоту птичьего полета, можно переставать махать крыльями и уже просто парить. Для этого я начинаю крутить педали – по принципу велосипеда – и начинает вертеться винт. Так я летаю, а при посадке надо опять крыльями сильно махать – так же, как и при взлете, – делится Иван.

– Помню, однажды взлетел на поляне, поднялся в воздух, педалями кручу — счастливый до неприличия! Полетал, порадовался, стал садиться – а опыта-то летного у меня, как ни крути, нет ни фига. Вот и решил все-таки в сугроб приземляться, а то мало ли… Но не подрассчитал… Надо было сразу догадаться, что осенью не бывает таких огромных сугробов, а я, дурак… В общем, это оказался заброшенный подвал-омшаник, куда я со всего маху, упав со своей самоделки, и угодил. Вылез, глянул на себя и чуть не умер от омерзения – я был покрыт ровным слоем кишащих прямо на моем теле тараканов! Как мне потом объяснили, после пчел в омшанике осталось много воска, вот и жили там тараканы в свое удовольствие. С тех пор как увижу прусака – аж плохо делается!

Цель Ивана – добиться, чтобы машина взлетала вверх на 70-100 метров, а пока этого не получается. Потому что конструкция ненадежна. – Вот, допустим, крылья. Сначала это был парашютный материал, натянутый на каркас из дюраля. Потом – пластик, но и он не подошел. Последний раз, совсем недавно, я на 7 метров взлетел – рекорд высоты установил. Но тогда же понял: еще чуть-чуть – и кранты. Крылья прямо выворачивало, ходуном ходили! Пришлось срочно приземляться.

Сейчас для того, чтобы модернизировать «махолет» и подняться еще выше, Ивану нужно несколько метров углепластика. Сто квадратных сантиметров этого материала стоят 20 тысяч рублей, а у Ивана четыре крыла по полтора метра каждое! Он тут с одним из заводов договорился, чтобы выписали ему этот углепластик, но в последний момент что-то не срослось… Тем не менее, надежды изобретатель не теряет. Ведь, по большому счету, он посвятил этой машине 20 лет своей жизни и просто обязан довести начатое до конца!