Абсолютное большинство ульяновцев – выпускников школ желают получить высшее образование. Однако, выбирая профессию, молодые люди, как выясняется, редко задумываются о ее перспективах.

Перед теми, кто «нацелился» на учебу в высших учебных заведениях, прежде всего встает вопрос: поступать в государственный вуз (их у нас пять плюс около десятка филиалов иногородних вузов) или в филиал негосударственного (в Ульяновске нет ни одного аккредитованного негосударственного вуза), год от года количество которых увеличивается.

Или трудно, или дорого Если выбор сделан в пользу государственного вуза, то надо задать себе еще один важный вопрос: поступать на бюджетные места или учиться на коммерческой основе? Первое трудно, второе дорого. За последние годы общее количество бесплатных мест в государственных вузах медленно, но сокращается (в УлГТУ, например, по сравнению с прошлым годом их стало меньше на 3,7 процента на экономических специальностях). Но соотношение коммерческих мест и бюджетных в разных вузах разное: если в УлГТУ, к примеру, «платников» около половины, то в педуниверситете из 910 общих мест за деньги предлагают учиться 116 студентам. В филиалах иногородних вузов еще сложнее, в большинстве из них все 100 процентов мест коммерческие.

Количество студентов, обучающихся за счет собственных или родительских средств, с каждым годом растет сегодня уже почти 40 процентов ульяновцев учатся за деньги. И за деньги немалые. Средняя цена года дневного обучения в ульяновском вузе стоит сегодня около 40 тысяч рублей.

Реальный конкурс больше в разы Не слишком обеспеченным студентам приходится рассчитывать лишь на бюджетные места. Заполучить их непросто. Среди конкурентов окажутся льготники (дети-сироты и оставшиеся без попечения родителей, дети «чернобыльцев», инвалиды и т.д.), поступающие вне конкурса, а также медалисты их количество год от года растет, и сейчас в потоке обладатель золотой или серебряной медали каждый десятый. Но и это еще не все. Во многих вузах существует так называемый сельский целевой набор жители деревень также поступают на льготных условиях. В УлГПУ за ними было забронировано треть бюджетных мест, в сельхозакадемии и того больше 196 из 258. В итоге конкурс по заявлениям и конкурс при зачислении в вуз своими цифрами могут различаться в разы.

Впрочем, все зависит от конкретного факультета и специальности.

Например, на специальности экономического профиля в УлГТУ конкурс вовсе идет среди медалистов, то же самое – на юрфаке УлГУ. В то же время на одну и ту же специальность в разных вузах конкурс может быть разным, приходится решать: предпочесть более престижный вуз или большую вероятность поступления.

Выбирая профессию, не мешало бы задуматься о дальнейшем трудоустройстве.

Юристы и экономисты – в переизбытке Так, юристов готовят у нас чуть ли не все вузы и выпускают в год почти 1200 молодых специалистов. Рабочих мест на всех просто не хватает. Еще хуже ситуация в отношении специальностей экономического профиля, где выпускников больше в полтора раза.

Что же в этом году? Как и прежде, все рекорды конкурсов во всех вузах устанавливают именно экономические направления. В «политехе» на девять мест по специальности «Финансы и кредит» претендуют 150 абитуриентов, в УлГУ на ту же специальность конкурс – семь человек на место. Десять человек на место это конкурсы в УлГУ на «Таможенное дело» и «Информационные системы».

По-прежнему остаются популярными гуманитарные специальности: на «Связь с общественностью» в УлГТУ желают поступить 110 абитуриентов, хотя мест всего 12. Средний конкурс в «политехе» среди будущих инженеров – три человека на место. Остается высоким конкурс среди будущих психологов (в УлГУ – девять человек на место). В педуниверситете самый высокий конкурс на филологический факультет – три человека на место. Заметно возрос интерес в последнее время к специальности «Иностранный язык».

Однако есть «места», где заявлений от абитуриентов подано меньше, чем предусмотрено мест. Новая специальность в сельхозакадемии «Микробиология» привлекла внимание только 15 молодых людей, тогда как мест – 25. Но это – исключение.

Испытание ЕГЭ прошли не все Заметно подсократило конкурс, по словам председателя Совета ректоров ульяновских вузов и ректора УлГТУ Александра Горбоконенко, расширенное участие региона в Едином государственном экзамене (ЕГЭ). Впервые ульяновские студенты сдавали тестирование по математике, и некоторые результаты откровенно разочаровали.

Наивысший уровень знаний показали абитуриенты госуниверситета: из 290 экзаменуемых здесь 39 человек (13,5 процента) получили отметку «отлично», 83 (28) – «4», 104 (36) – «3» и 64 (22) – «двойку». А вот в сельхозакадемии «неуд» получили 42 процента абитуриентов, почти половина написала тесты на «3», у 8 процентов «4» и ни одной отличной отметки. По итогам тестирования в УГСХА недобрали будущих механизаторов.

С дипломами, но без работы В целом же конкурс в ульяновских вузах на протяжении последних лет не меняется. Учитывая демографическую ситуацию, можно говорить о том, что дипломированных специалистов становится все больше и больше.

С одной стороны, это неплохо, однако страна все больше нуждается в рабочих специальностях. Молодежь, сетует Александр Горбоконенко, не реагирует на изменения рынка труда и при выборе будущей профессии руководствуется часто престижностью или модой на специальность. Как показатель – в прошлом году в отделы Управления службы занятости населения обратилось 450 выпускников вузов. Если считать по методике Международной организации труда, то реальное количество безработных с дипломами будет в три раза больше.

Проблему признают и в департаменте образования Ульяновской области. Причина в том, считает начальник отдела профессионального образования Людмила Куклина, что на протяжении уже нескольких лет нет взаимодействия учебных заведений и работодателей. Филиалы иногородних вузов, к примеру, приходя к нам в регион, ориентируются прежде всего не на рынок труда, а на рынок образовательных услуг. Отсюда – перекос.

Существовало и продолжает существовать мнение, что рынок все самостоятельно расставит по своим местам, в том числе и в области подготовки кадров. Как видим, не расставил, а лишь привел к перепроизводству одних специалистов и дефициту других.