Полмиллиона рублей по итогам областного конкурса грантов на развитие регионального туристического продукта получил проект музея истории авиации при УВАУ ГА «ТУ-144»: самолет будущего». Какое же будущее ждет легендарный лайнер? Мы посетили музей, чтобы это узнать.

Из чистого золота «ТУ-144» на самом деле легендарная машина, первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет. В 50-х годах ХХ века военные начали активно работать в области сверхзвуковой авиации, и в 60-е годы конструкторы занялись приспособлением сверхзвуковых скоростей под гражданские нужды. Сконструировать лайнер по последнему слову техники пытались сразу несколько государств. Работы в этом направлении велись в СССР, США, Англии и Франции. Штаты в итоге отказались от слишком сложной цели, а Советский Союз и объединившиеся Англия и Франция вступили в техническую гонку. За рубежом собирали знаменитый «Конкорд». У нас не менее знаменитый «ТУ-144». В итоге в гонке победил СССР «ТУ» взлетел на два месяца раньше зарубежного близнеца и первым из пассажирских самолетов преодолел звуковой барьер.

Среди летчиков ходила присказка, рассказывает о лайнере Олег Куликов, директор музея истории авиации: говорили, если построить такой же самолет из чистого золота, его стоимость не окажется больше обычной настолько сложными и передовыми были использованные в нем технологии. «Конкорд» тоже оказался недешевым первые выпущенные за рубежом сверхзвуковые самолеты производители не смогли продать авиакомпаниям. У тех просто не было нужных денег. Тогда их передали перевозчикам за символическую цену в 1 доллар. В СССР же все было государственным и, значит, общим за «Тушки» «Аэрофлот» не расплачивался, а пассажирам билеты на него доставались за смешные в сравнении с конкордовскими ценами десятки рублей.

Все – под контролем Правда, мало кто из пассажиров знал, что каждый полет 144-го проходил под контролем министра или его заместителя. Связано такое внимание было и с вопросами престижа, и с возможными техническими проблемами. Они появились еще в самом начале запуска производства «ТУ-144». В 1973 году на авиасалоне во французском Ле-Бурже первая серийная машина рухнула прямо во время демонстрационного полета.

Вместе с самолетом погиб экипаж.

Несмотря на это, работы над самолетом продолжились, и в 1975 году «ТУ-144» совершил первый рабочий полет из Москвы в Алма-Ату. Перевозил он, правда, не людей, а почту.

Еще через два года лайнеру доверили и пассажиров. А в 1978 году произошла еще одна катастрофа улучшенная модель «ТУ-144» совершила вынужденную посадку из-за возгорания. Во время аварийной посадки погибли два бортинженера. Чуть позже пассажирские полеты на 144-м были прекращены, он использовался только для грузовых перевозок и, еще позже, для испытательных полетов и установления мировых авиационных рекордов. Не так давно наши «Тушки» пригодились и американцам американское космическое агентство брало несколько модифицированных самолетов для проведения испытаний в стратосфере.

Клюнет носом?

Всего было выпущено 16 сверхзвуковых пассажирских «Тушек». В Ульяновске стоит последний «ТУ-144» десятой модели. Он когда-то выставлялся и в Ле-Бурже. Об этом совсем недавно работникам музея рассказали члены международного клуба фотографов любителей авиации.

Они, побывав в музее, вспомнили, что «ТУ» с таким же номером «345» на борту есть на одной из фотографий из Франции.

Всего на реставрацию самолета требуется около трех миллионов рублей о том, как легендарный 144-й отправляется в будущее, рассказывает Олег Куликов.

На одну только покраску гиганта уйдет полтора миллиона. Еще нужно приподнять его, подкачать шасси, укрепить под ним бетонные площадки, сделать специальные подставки, чтобы не вся нагрузка приходилась на колеса. Выигранный же грант пойдет на восстановление салона. Уже сейчас 144-й открыт, и его с удовольствием посещают гости музея. Внутри сохранилась практически вся подлинная обстановка. В кабине работают рычаги. Но Куликов мечтает о полном восстановлении лайнера и модернизации под туристические цели: в салоне нужны современная система кондиционирования и видеооборудование, в кабине можно поставить компьютерные авиационные игрушки тогда настоящими пилотами смогут себя почувствовать и дети, и взрослые. А предел мечтаний отладить технику так, чтобы у лайнера вновь опускался нос. Это делалось при заходе на посадку, так как в поднятом положении из кабины был плохой обзор.

Номер «люкс» в воздухе «Ту-144» не единственный в музее самолет, который наконец-то дождался восстановления. На деньги, выделенные в прошлом году Федеральным агентством воздушного транспорта, отреставрирован салон «ТУ-104», первого в мире пассажирского реактивного лайнера. Их выпускалось достаточно много, но целых экземпляров уже почти и не осталось.

Ульяновский «ТУ» добрался к нам из Мурманска, где он возил командующего Северным флотом. Перегонять самолет с аэродрома на стоянку в музей пришлось летчикам-испытателям на минимальной высоте с выпущенным шасси колеса уже просто не убирались. В обновленном салоне этой «Тушки» сразу чувствуется размах бывшего хозяина изнутри он похож на дорогой гостиничный номер. И если в 144-й заходить приходится, поднявшись на крыло, то в 104-й открыт парадный вход для него был отремонтирован и аэрофлотовский трап.

Всего за последние два года музею удалось привести в порядок семь самолетов. И сейчас работы в нем идут полным ходом красятся небольшие модели. Ко Дню авиации будет презентован восстановленный «ЯК-12», рассказывает о планах Олег Куликов. Работы в музее еще много, но, справедливо замечает директор музея, власти наконец оценили его туристический потенциал, и ситуация заметно сдвинулась в лучшую сторону. В предыдущие годы о существовании в Ульяновске уникального музея даже не вспоминали. Теперь его как жемчужину показывают практически всем высоким гостям, приезжающим в регион.