«Мои встречи с Пластовым» так называется книга заслуженного художника РСФСР Ивана Лежнина. Они общались около десяти лет. Свои впечатления Лежнин записал уже после смерти Пластова, а вышла в свет книга, когда не стало и ее автора.

Кажется, что мы еще не знали об Аркадии Александровиче Пластове?

Но почему, имея в Москве квартиру и мастерскую, он предпочитал жить в родной Прислонихе? Это был обыкновенный деревенский дом с русской печью и уютной лежанкой на ней. Большая комната служила спальней, гостиной и библиотекой. В ней принимали гостей. Сугубо его мир – мастерская. Картины, этюды, в которых он запечатлел все то, что хотя бы однажды поразило и удивило его. Прелесть русской зимы, бурлящие талые воды, образы прислонихинских ребятишек и жителей, и даже многих домашних животных.

Оказывается, деревенских коров он знал по кличкам.

Вставал рано. Рисовать уходил на природу. Любил эти места. Его отношение к каждой травинке, к каждому деревцу чувствуешь у его картин.

Покидая прислонихинский дом, Пластов брал с собой в дальние страны, будь то Индия или Египет, пучки душистых трав – чабреца, душицы, богородской травы.

Лежнина поразила первая встреча с Пластовым. Он приехал в Прислониху с группой кинооператоров. Именитого художника, лауреата Ленинской премии они застали на высокой копне сена. Он метал его ловко и красиво. Любая крестьянская работа была ему по плечу, а заряд сил физических и духовных казался неистощимым.

Так вот откуда замысел замечательной картины «Сенокос».

Посетители пластовской мастерской могли видеть сказочные существа из дерева.

Оказывается, Аркадий Александрович находил время и для такого творчества.

В доме Пластова любили угощать. На стол ставили все, что уродилось в лесу и на огороде: от белого маринованного гриба в сметане до настойки из чабреца и душицы.

Из рассказов Лежнина мы знакомимся с окружением Пластова. Конечно же, вопервых, это жена Пластова – Наталья Алексеевна, владеющая, по мнению автора, «искусством внимать». Лежнин был убежден, что Наталья Алексеевна имела литературные задатки. Но ей выпала другая доля: быть женой художника.

Всю жизнь рядом прожила нянька Екатерина Шарымова. Вначале помогала по хозяйству (Наталья Алексеевна часто болела), потом нянчила сына и внука. Ее стараниями в доме был порядок. Близкие люди – сын Николай, его жена Елена, внук Николай. О каждом – несколько запоминающихся штрихов.

Из художников общался с Моториным, Киселевым, с мастером из Сурского Гордеевым. Аркадий Александрович мечтал когданибудь написать портрет жены Ивана Васильевича – Елизаветы Петровны.

В какой-то степени именно Елизавета Петровна причастна к появлению книги «Мои встречи с Пластовым». Она сохранила рукопись Ивана Васильевича и издала ее. С гранками книги знакомился внук Аркадия Александровича – Николай Пластов.

К сожалению, не вошла в издание история фотографии Чевского – доцента УСХИ. Однажды он подъехал к Прислонихе и, стараясь быть незамеченным, сфотографировал Аркадия Александровича во время работы на этюдах.

Правила жизни Аркадия Пластова пойдут на пользу любому думающему человеку.

Вот несколько из них: – Нужно все записывать, зарисовывать в блокнот, потом эти детали пригодятся.

– Наброски, зарисовки делать ежедневно. Без этого невозможен художник.

– Никогда не ждать вдохновения… Нужно сделать так, чтобы выработалась потребность работать каждый день, несмотря на трудности, сложности, отсутствие вдохновения.

– Нужно, чтобы вы постоянно чувствовали неудовлетворенность, если не поработали в этот день.

– Вы должны очень много читать. Чтобы хорошо знать жизнь, видеть в ней самое важное, главное для данной эпохи, художник должен быть всесторонне развитым человеком.

– За что бы вы ни взялись, обязательно доведите дело до конца. Никогда не бросайте начатую работу. Если даже у вас не получается, переделайте несколько раз. И, несмотря на трудности, добейтесь своего. Ни при каких обстоятельствах вы не должны отчаиваться и опускать руки.