Сейчас, как и в 90-е годы прошлого века, в экономике России стали проявляться тенденции, которые могут стать предвестниками нового кризиса.

Роста цен не будет?

На прошлой неделе на аппаратном заседании правительства области губернатор Сергей Морозов поздравил директора «Ульяновскхлебпрома» Эдуарда Ефимовича Фридмана с награждением орденом Дружбы Народов. Награда эта вне всяких сомнений заслуженная. Ведь Эдуард Ефимович многие годы возглавляет крупнейшее в области предприятие по изготовлению хлеба. Более того, в 90-х годах именно политика проводимая руководством «Ульяновскхлебпрома» предопределяла стоимость хлеба у нас в области как едва ли не самую низкую в России.

Эдуард Фридман принял положенные поздравления и заявил, что после июльского скачка цен на хлеб на 10%, дальнейшего повышения в области не будет. Мол, «Ульяновскхлебпром» сумеет изыскать дополнительные внутренние резервы, чтобы сдержать очередной рост цен.

После такого заявления возникает целый ряд вопросов. Почему областные власти и руководство «Ульяновскхлебпрома», располагая этими самыми «внутренними резервами», не использовали их гораздо раньше, чтобы облегчить материальное бремя для жителей области? Почему не употребили их для сдерживания роста цен на хлеб в июле? Если все-таки удастся эти цены сдержать, то за счет чего и надолго ли? Попытаемся сами ответить хотя бы на некоторые из этих вопросов.

«Ульяновскхлебпром» всему голова?

За последние два с половиной года цена на хлеб в нашей области поднялась в среднем на 1 рубль. С начала июля, согласно официальным данным, – в среднем на 10 процентов. Но это в среднем. Так, ржаной хлебец стоил 8,10 руб., а после 10 июля 9,89 рублей. В итоге сейчас наш регион занимает 8-9 место по ценам на готовый хлеб в ПФО.

Известно, что «Ульяновскхлебпром» только малую часть зерна закупает на областном рынке – ту, что пригодна для хлебопечения. Остальное – в других регионах по тамошним оптовым ценам, оказать влияние на которые ульяновские власти не имеют никакой возможности. Даже если областные власти пойдут на применение административных мер по сдерживанию оптовых цен на местное зерно, то его хватит ненадолго. Так что в конце 2007г. – начале 2008г. вероятен новый скачок.

Возможен и другой вариант – медленный, ползучий рост цены все оставшееся время. Не стоит сбрасывать со счетов и тот фактор, что «Ульяновскхлебпром» давно не является монополистом на областном рынке готового хлеба. Есть другие поставщики, которые, как правило, используют муку, привезенную из других регионов. Юридических оснований для диктования им розничной цены на хлеб у местных властей нет, так что он будет продаваться дороже. Как долго смогут г-н Фридман и его команда в таких условиях удержаться от соблазна поднять свои цены, станет ясно уже в ближайшие месяцы.

По-соседски

В целом урожай по России, в том числе и в нашей области, в этом году ожидается на уровне прошлогоднего, и с этой стороны причин для резкого повышения цены на зерно ожидать вроде бы не приходится. Однако в ситуацию на российском рынке вмешиваются европейские события. Этим летом вся Европа переживает небывалое климатическое бедствие. Север и Центральная часть Европы залиты дождями, юг – выжигается солнцем. Уже сейчас ясно, что европейским странам потребуется огромное количество как продовольственного, так и фуражного зерна.

Этой ситуацией для спекуляций обязательно воспользуются крупные российские перекупщики зерна. Это, в свою очередь, подтолкнет вверх спрос на него на внутрироссийском рынке. Так что, судя по всему, цены на зерно в России в этом году будут на редкость высокими. Высокими они окажутся и для российских переработчиков, которые вынуждены будут поднять цену на свою продукцию. А значит подорожает хлеб и в розничной торговле.

Кстати, самим производителям зерна – сельхозпредприятиям и фермерам – от этой ситуации мало что перепадет. Большинство из них, чтобы провести посевную, выплачивать зарплату, налоги, долги и вовремя оплачивать процентные ставки по кредитам, свой хлеб продали еще «на корню». Так что заработать на европейских спекуляциях смогут только крупные перекупщики, которым, кстати, принадлежат все элеваторы в нашей области.

Связанные одной нитью

Есть и еще один неизбежный фактор, который ставит под сомнение обещание удержать цены на хлеб на нынешнем уровне. Это начинающийся новый виток роста цен на ГСМ, который за последние годы стал практически неизбежным после того, как дорожает хлеб и когда начинается уборочная кампания. Несмотря на то, что хлебно-бензиновые кризисы повторяются регулярно, власти так до сих пор и не смогли выработать механизм их предотвращения. Чаще всего ограничиваются «пожарными», чисто административными мерами уже после того, как кризис разразится.

Недавно федеральные власти снова пообещали принять административные меры, чтобы сдержать в этом году рост цен на ГСМ. И это верный признак того, что кризис уже начался. Поэтому такая важная составляющая в цене хлеба, как расходы на ГСМ в течение двух-трех ближайших месяцев спровоцирует рост розничных цен на хлебную продукции. В том числе и на продукцию «Ульяновскхлебпрома».

После взаимосвязанного подорожания хлеба и бензина дальнейший рост цен на все и вся уже просто неизбежен. Остается надежда, что в надвигающемся выборном полугодии федеральные власти сумеют найти такой неординарный выход из кризиса, который не просто «стоит на пороге», а уже шагнул одной ногой в экономику России. Да на то, что наши областные власти и руководство «Ульяновскхлебпрома» совместными усилиями действительно сумеют изыскать некие ранее не использованные резервы.