Про него крестьяне говорят: «Илья лето кончает». И если «Петр и Павел на час день убавил», то «Илья-пророк – два часа уволок».

2 августа (или 20 июля по старому стилю) право¬славная церковь отмечает Ильин день. Это один из наиболее чтимых в хри¬стианской церкви праздников в честь святых.

В прошлом бытовали различные верования и приметы, связанные с именем пророка Ильи. Многие люди, услы¬шав раскаты грома, полагали, что это Илья Пророк разъезжает по небу в огненной колеснице: от грохота ее колес происходит слышимый нами гром. А молния будто бы появляет¬ся от ударов копыт коней, запряжен¬ных в колесницу. Поэтому Илья в народе назывался громовержцем.

В первоисточнике ска¬заний об Илье – Библии – говорится, что про¬рок родился в городе Фисвы, а потому он именуется фисвитянин. Жил этот святой при царе Ахаве, в IX в. до нашей эры. За свою преданность богу Яхве он подвер¬гался преследованиям, вынужден был время от времени скрываться от врагов. В это время с Ильей проис¬ходили различные чудеса: во время засухи вороны чудесным образом питали его, в его доме никогда не иссякала пища, Илья воскрешал умерших. Согласно Библии, этот святой являлся примером бес¬корыстного служения богу, за что Яхве лично явился своему пророку на горе Кармил.

Имя Ильи встречается и в Новом завете. Евангельское сказание гла¬сит, что во время преображения Хри¬ста на горе Фавор с неба спустились Моисей и Илья и вели беседу с Иисусом. Согласно христианскому вероучению, пророк незадолго до конца мира вновь должен явиться на землю, чтобы обличить нече¬стие и погибнуть от руки анти¬христа. Вообще, этот образ заимство¬ван христианской религией из древ¬нееврейских культов. В далеком про¬шлом евреи почитали множество различных богов. Постепенно, с пе¬реходом еврейских племен к осед¬лому образу жизни, у них возника¬ет культ верховного божества Яхве. Другие же боги превратились в при¬ближенных Яхве. Одним из них и был Илья.

Создавая свой культ святых, хри¬стиане заимствовали многих угодни¬ков божьих из древних религий. В числе этих угодников оказался Илья Пророк. Он стал одним из наиболее почитаемых христианских святых.

Когда христианская религия рас¬пространилась на Руси, культ Ильи слился с культом древнеславянского бога Перуна, которого крестьяне считали богом грозы, покровителем земледелия и изображали разъез¬жающим по небу в огненной колес¬нице. Дожди имели огромное значе¬ние в хозяйстве земледельцев. Вот почему Илья, от которого, по веро¬ваниям крестьян, зависело ниспосла¬ние дождей на землю, пользовался особым почитанием.

Праздник в честь этого пророка вы¬падал на конец лета, когда начина¬лась жатва. Во многих деревнях в Ильин день крестьяне в складчину покупали быка, закалывали его, а мя¬со съедали всей деревней. Это было своеобразной жертвой могуществен¬ному небесному пророку, которого верующие хотели задобрить, умило¬стивить.

В наши дни Ильин день во многих местах является престольным празд¬ником и отмечается торжественны¬ми богослужениями. В этот день, учат церковники, работать грешно.

И кто же это в воду зашел?

– Помню, бабушка моя, Мария Семеновна, рассказывала, что случилось в Ильин день, – вспоминает Елизавета Петрова. – И я перескажу с ее слов как бы от первого лица. Слушайте.

– Мне было лет девять-десять. Отцы, братья наши тутские (в смысле в пос. Тути – прим. авт.) парились в баньке, что на улице Набережной реки Свияги стояла. В тот день мужики распарившись, выскакивали и ныряли прямо в студеную речку.

Мы, несмышленые детишки, на берегу играли. И вот тетка Нюра – сварливая такая бабенция была, ее многие колдуньей считали, из-за своего плетня выглянула, посмотрела, посмотрела, да как гаркнет:

– Окаянные, да что же они вытворяют? Разве в Ильин день купаются? Сегодня Илья-пророк в воду зашел – только нечистая сила сегодня купается.

Сказала так, и скрылась в крапиве.

И вот мы смотрим: на той стороне Свияги, в районе Черного озера, появился из воды кто-то косматый, черный – и давай безобразничать: то из воды выскакивает, он нырнет- вынырнет. Сам волосатый, волосья длинные, черные и до колен. Руками хлопает себя по бокам… И кроме нас никто не видел. А там же за Свиягой (она в те годы узкая была), озера, да камыш один со старыми патлатыми ивами были. Кто же это там мог танцевать? Не человек же…