Накануне общезаводского отпуска на УАЗе состоялась пресс-конференция исполнительного директора автозавода Сергея Юрасова. Он рассказал, что планы предприятия в I полугодии выполнены успешно, производительность возросла на 15 процентов.
Цифры радуют, но не расслабишься На внутренний и внешний рынки УАЗ отгрузил в I полугодии 2007 года 33174 автомобиля, что почти на один процент больше, чем в прошлом году за тот же срок. Удалось увеличить реализацию как легковых, так и грузовых моделей. Выручка от продажи товаров и услуг возросла на 27 процентов и составила 10,15 млрд рублей. Активно продолжает расти продажа запчастей собственного производства: прибавка по сравнению с I полугодием прошлого года составила более 600 млн руб лей. На заводе считают, что потребитель «наелся» некачественными контрафактными деталями и узлами, которых предлагают очень много, и готов платить дороже, лишь бы иметь более надежную заводскую гарантию.
Удалось вернуть УАЗу свои позиции по экспорту, слегка пошатнувшиеся в 2006 году. Продажи за рубеж выросли на 9,5 процента и составили 5818 автомобилей. 304 из них поставлены по программе ООН. В основном иностранные партнеры приобретают грузовой ряд Ульяновского автозавода.
Впрочем, руководство УАЗа считает, что цифры по экспорту еще не достаточно велики, надо их наращивать за счет «Патриота», который продолжает совершенствоваться.
Значительно выросли корпоративные поставки УАЗа. Для различных ведомств и силовых структур России было отгружено 3864 автомобиля на 36 процентов больше прошлогоднего аналогичного показателя.
В целом картина первого полугодия радует у нас одни плюсы, говорит исполнительный директор УАЗа Сергей Юрасов. Но это если не брать во внимание ситуацию на автомобильном рынке страны. А он активно растет, однако процент реализации отечественных машин сокращается. Зато вырос сегмент автомобилей иностранного производства, растут сборки иномарок в России.
Для УАЗа эти тенденции тревожны.
Надо продолжать усиленно работать: повышать качество, снижать себестоимость. Надо думать, чем завод будет жить через два, через четыре года, и с этой позиции сегодняшние наши результаты недостаточны. Расслабляться не то что нельзя просто невозможно.
По деньгам не ходить!
На автозаводе несколько лет под ряд повышается производительность труда, а за I полугодие 2007 года рост, как было сказано на пресскон-ференции, оказался рекордным 15 процентов. Хороший показатель для немолодого предприятия, с выверенными техпроцессами. Причем вложения, по словам исполнительного директора, были минимальны, а ре зультат в основном принесла планомерная работа в рамках развития производственной системы УАЗа и реализации мероприятий, направленных на снижение трудоемкости.
Внедрение принципов производственной системы, продолжающееся третий год, значительно повышает эффективность работы предприятия.
Успешно реализуется программа сокращения издержек. Каждый работ ник УАЗа может подать предложение, направленное на снижение затрат, и оно будет вознаграждено (сей час премия составляет 200 рублей еще до получения экономического эффекта). Активность персонала по предложениям возросла в четыре раза по сравнению с прошлым годом, а издержки за первые шесть месяцев сокращены на 130,16 млн рублей.
Рост этого показателя составил 26 процентов.
Своими предложениями коллектив УАЗа уже закрыл годовые цифры по сокращению издержек, подчеркнул Юрасов. Я очень радуюсь, хотя иногда думаю: может быть, мы планы поставили недостаточно амбициозные? Ведь совсем недавно буквально ходили по деньгам и не замечали этого.
А еще один показатель УАЗа дол жен порадовать местную власть, да и всех ульяновцев: за I полугодие 2007 года автозавод вместе с дочерними компаниями перечислил в консолидированный бюджет Ульяновской области 338 млн рублей, перекрыв на 63 млн I полугодие 2006 года.
Склады подтянут к конвейеру Продолжает УАЗ заниматься и различными инвестиционными проектами. Сейчас на предприятии их запущено более полусотни, вложения в развитие завода превысили 650 млн рублей.
Среди особо значимых подготовка к выпуску автомобилей с эко логическими стандартами Евро3, которые вводятся в России решением правительства для новых машин с 2008 года. В прошлом году УАЗ весьма удачно перешел на требования Евро2, сохранив уровень продаж обновленных «вагонников», так что опыт есть. Надеются на заводе, что и с Евро3 проблем не будет. На «буханки» и старый легковой ряд предполагается ста вить бензиновые двигатели ЗМЗ 409 Заволжского завода и УМЗ 4213 Ульяновского моторного завода, адаптированные под Евро3.
«Патриот» оснастят модернизированным ЗМЗ409.
Более 130 млн рублей инвестиций будет потрачено в этом и следующем годах, чтобы к лету 2008 года поста вить на конвейер пикапы на базе автомобиля «Патриот». Этот сегмент рынка сейчас бурно развивается в России, и УАЗ хочет занять свою нишу, планируя выпускать пикапы с пяти и двухместной кабинами.
Приступает завод и к еще од ному очень крупному проекту, решение о котором принято недавно, по оптимизации производства.
Он должен в корне изменить схему внутризаводской логистики, чтобы в итоге еще больше сократить издержки. Решено подтянуть всю комплектацию ближе к конвейеру, для чего переместить склады.
Перемонтировать предстоит около тысячи единиц оборудования. Совершенно освободятся 11 складских корпусов на периферии завода. Их впоследствии намечено либо за консервировать, либо использовать более выгодно сдать в аренду, разместить какието производства, связанные с УАЗом.
Роди «Патриота» с дизелем Стратегическим продуктом УАЗа, с которым компания «Северсталь авто» связывает будущее Ульяновского автозавода, остается современный внедорожник «Патриот». В I полугодии продажа «Патриота» увеличилась на 27 процентов, выходит на параметры финплана. Руководство предприятия связывает это с улучшениями, произведенными в комплектации автомобиля. При выпуске «Патриотов» УАЗ особенно тщательно ориентируется на запросы потребителя даже заказывал специальное исследование. Ведь с этим продуктом заводу жить завтра. И многое на машине уже появилось с учетом покупательского спроса.
Сначала управляемость «Патриотом» улучшила самая современная тормозная система восьмого поколения. Теперь новый гидроусилитель руля «Делфай». Инвестирование в «Патриот» продолжается: ведь главное пожелание покупателей установку кондиционера и дизеля еще предстоит освоить. Особенно хотят получить кондиционер с дизелем зарубежные партнеры, что должно повысить экспорт УАЗа.
Нынешним летом, как сообщил Юрасов, на заводе уже собрано 200 «Патриотов» с кондиционерами «Делфай». Осенью начнется выпуск пятисот кондиционированных «уазиков» ежемесячно естественно, под предварительные заказы дилеров.
Стоимость таких «Патриотов» в розницу увеличится ориентировочно на 24 тысячи рублей.
С дизелем оказалось не все так гладко. Проект установки на «Патриот» итальянских дизелей приостановлен не по вине УАЗа. Сейчас идет локализация сборки этих агрегатов в России, и к ним решено вернуться позже. Но рынок требует «уазика» с дизелем: свидетельство тому подскочившие продажи модели «УАЗ Хантер» с дизелем ЗМЗ 5143. В итоге принято решение ставить его пока и на «Патриот», как пред полагалось первоначаль но. Сейчас идет подготовка производства, первые дизельные «Патриоты» обещано выпустить в январе 2008 года. С 1 мая 2008 года на «Патриот» с дизелем ЗМЗ5143 планируется ставить кондиционер.
Грядут изменения в сотрудничестве УАЗа с компанией «Исудзу» по лицензионной сборке шасси японских пятитонных грузовиков. Согласно новой стратегии «Северсталь авто» и подписанному ею недавно договору с японцами сборка шасси грузовиков «Исудзу» переходит на площадку в Елабугу. Переход начнется в следующем году, до осени 2008 года часть «японцев» еще будут собирать на УАЗе. А потом ульяновский завод станет специализироваться на выпуске для «Исудзу» различных надстроек и кузовов, производство которых освоил в 2007 году.
После года сборки японских грузовиков на УАЗе Юрасов доволен результатами: Автомобиль недешевый, но хорошо продается. Мы в этом году продали 690 машин вместо 640 по плану. Бегом меняли план в сторону увеличения.
«Исудзу» правильный продукт, это, видимо, понимают и коммерсанты.
«От забастовок больше потеряешь» На прессконференции невозможно было обойти тему предупредительной забастовки в Тольятти на «Авто ВАЗе». 1 августа там на главном конвейере прекратили работу несколько сотен человек, требуя повышения зарплаты в 2,5 раза. Почему в России в последнее время часто бастуют на автозаводах (ВАЗ, «Форд» во Всеволожске)? Не грозит ли подобное УАЗу?
Сергей Юрасов считает, что, даже добившись чего-то, забастовщики теряют больше: Они не понимают, какой урон наносят своему предприятию: от завода с нестабильной ситуацией отворачиваются партнеры, инвесторы. И по том чудес не бывает: деньги надо сначала заработать, чтобы поднять зарплату. На УАЗе, например, средняя зарплата в 2007 году выросла на 24,4 процента, достигнув 10555 рублей. Но мы ведь и производительность повысили на 15 процентов. И то маловато: до конца года нужно еще повышать.
Мне, конечно, очень не хочется, чтобы на УАЗе кто-то бастовал, хотя в преддверии выборов в Ульяновской области всякие эксцессы возможны: можно любую проблему раскрутить до небес. Поэтому я как исполнительный директор стараюсь чувствовать ситуацию. Провожу «прямые линии» с заводчанами, отвечаю на вопросы, пытаюсь объяснить наши проблемы. Сегодня я ощущаю поддержку коллектива и, надеюсь, не обманываюсь в этом.