Жители «блаженного села», как когда-то называли Малый Кувай, славившийся на всю Россию своей чудотворной иконой, разобрали местную церковь на дрова, после чего в село пришли смерть и нищета, а Кувай стали звать «проклятым»…

ВСЕ БЫЛЬЕМ ПОРОСЛО…

Малый Кувай на карте мы не нашли. Только старожилы Сурского района знают, что вблизи Большого Кувая притаилась практически заброшенная, тихо умирающая деревушка. Когда мы спрашивали, как проехать в Малый Кувай, многие смеялись: какое там проехать -только пройти можно, дороги туда уже давно нет, так, тропинка узенькая через овраги. А потом делали изумленное лицо и спрашивали:мол, а вам вообще зачем туда ехать-то? Людей там уже нет, умерла «проклятая» деревня!

Когда асфальт кончился, мы пошли в сторону оврагов и нашли-таки то, что искали.

Малый Кувай встретил нас звенящей тишиной. Здесь не слышно ни привычного для деревни стука топора, ни лая собак, ни мычания скотины, не бегут из-под ног, возмущенно кудахтая, куры… Сколько хватает глаз, виден один только бурьян, который вырос на месте разрушенных домов. Сначала мы решили, что в деревне давно никто не живет, но, поднявшись в гору, увидели несколько обихоженных домов и, самое главное, людей…

– У нас здесь почти все село пустое, многие уехали, а остальные поумирали, – рассказывает Лидия Васильевна Урамина. – Когда-то наше село было огромным, а сейчас лишь горстка стариков осталась.

БЛАЖЕННОЕ СЕЛО

По рассказам Лидии Васильевны, много лет назад ситуация в селе совсем другая была. Здесь насчитывалось больше тысячи дворов. Да еще почти в каждой избе люди квартировали. Юродивые и блаженные съезжались в Малый Кувай со всей России, сила чудотворной иконы с ликом Христа, находившаяся в местной церкви, притягивала верующих, словно магнит.

– Бабушка тогда еще совсем маленькой была, но запомнила, что много в селе жило врачевателей, предсказателей и ясновидцев. Притом, люди эти обладали доброй силой, лечили с Божьей помощью, -рассказывает Лидия Васильевна. -Например, если потеряется что -шли к Кузьмичу Ерошкину, он все потери «видел»: мог подробно объяснить, куда кольцо подевалось, тряпочку описать, в которую оно завернуто…

Над другим предсказателем, Сергеем Блаженным, люди частенько посмеивались. Да и было над чем. Ведь была середина 19 века, а предсказатель, как тогда казалось, нес несусветную чушь: якобы пройдут десятилетия, и по небу полетят огромные железные птицы, которые будут носить внутри человека. Что весь мир окутают провода, и они принесут в дома свет, а также появятся железные машины, которые сменят в поле человека. И даже назвал дату начала Великой Отечественной войны.

Многих блаженных на селе почитали как святых. И Бог словно вел деревню: все жители доживали как минимум до 90 лет, практически не было несчастных случаев, браки у людей счастливые были, дети рождались здоровыми, скотина преумножалась, земля плодородила… И именно убийство Сергея Блаженного «развязало мешок с бедами»…

ЧЕРТОВЩИНА

Как старики рассказывали своим внукам, в тот воскресный день ясновидец шел из церкви. До сих пор не известно, что произошло, но его нашли мертвым. Причем, было видно, что смерть насильственная и несчастного истязали. После этого случая люди стали замечать, что блаженные по разным причинам покидают село, с каждым годом их становилось все меньше и меньше…

Прошло время, и коммунисты стали сносить храмы. В 30-х годах атеисты добрались и до малокувай-ской церкви – часы ее были сочтены. Накануне люди знали, что следующим утром церковь сравняют с землей. Священника к тому времени в храме уже не было. В ночь перед разрушением в храм проникла местная жительница Елена Благова. Верующая женщина не могла допустить гибели икон и, рискуя своей жизнью, спасла святые лики. Стоило ей выйти из храма с иконами, как послышался страшный треск и… здание рассыпалась. Причем, не только деревянное строение, но и каменный фундамент – все разлетелось буквально по кирпичику. На месте бывшего храма невесть откуда появился овраг, в котором осталась лежать груда досок и кирпичей. Жители, с присущей им деревенской простотой, недолго думая, растащили останки храма для возведения надворных построек и на дрова. И с тех пор в село пришло проклятье…

Уже через год люди боялись даже близко подходить к каким бы то ни было оврагам. Дело в том, что все больше и больше селян стали находить там свою смерть. Трезвые мужчины падали в ямы глубиной не больше метра и ломали шеи. Неведомо почему в овраги переворачи-

вались телеги, попадали в аварии трактора. Особенно около того оврага, где когда-то храм стоял – его люди вообще старались обходить десятой стороной.

Потом по селу прошла еще одна череда смертей. Сначала погиб сельчанин, который, собрав кирпичи из бывшего фундамента храма, соорудил из них свинарник. Однажды утром его нашли там мертвым без каких бы то ни было признаков насильственной смерти. Следом «ушла» женщина, построившая из тех же церковных кирпичей погреб, Там она свою смерть и нашла. Просто упала и сломала шею. Причем, и эта женщина, и погибший двумя днями ранее мужчина жаловались, что, заходя в свои постройки, они слышат странный гул и стоны. У них обоих началась депрессия, и оба незадолго до своей гибели стали поговаривать о самоубийстве…

ДЕРЕВНЯ КОЛДУНОВ

Сейчас деревня пользуется уже совсем другой – дурной славой. Если раньше Малый Кувай звали «блаженным», то сейчас к селу применяют другие эпитеты. Его называют «проклятым» или «деревней колдунов».

– Помню, когда я была маленькой, даже боялась к бабушке в гости ездить, – рассказывает 25-летняя Алена. – До сих пор помню, как шла из магазина и подобрала по пути вкладыш от жвачки, тогда дети их собирали. Утром просыпаюсь, а у меня во всю щеку красное пятно, из которого торчат вьющиеся черные волоски. Бр-р-р! Вспомнить жутко. К

бабушке кинулась, а у нее первый вопрос: «Что на улице подбирала?». Я ей рассказала. Она меня тут же к колдунье. Та за три дня порчу сняла, а бабушка сказала, что в нашей деревне на улице ничего брать нельзя. Уже став постарше, я узнала, отчего в Малом Кувае все старухи так страшно умирают. По нескольку недель криком исходят, а женщины моложе 30 даже боятся в избу зайти. Ведь ведьма для того, чтобы облегчить свою смерть, должна свой «дар» кому-то передать. Помню, соседка при смерти все требовала, чтобы сноха принесла ей яиц. Благо девушку предупредили, что, если старуха из ее рук что-то возьмет, то молодой вся ее «черная» сила перейдет.

– А бабушке моей, – продолжает Алена, – когда она замуж выходила, на свадьбу подушку подарили. И начались у нее головные боли страшные, с мужем скандалы. Болеть стала по-женски. У нее тогда мать, как узнала об этом, подушку распотрошила и нашла там маленький клубочек ниток с воткнутыми в него крест-накрест иголками. Кинула их в печь, дрова прогорели, золу стала выгребать – а нитки целые!

– И еще в Малом Кувае жители практически никогда не обращаются к врачам. Даже дети малые все травки знают – какая от чего помогает. Помню, лет пять мне было, мы с подружкой в лес пошли, и я порезалась сильно. Хотела домой бежать, а Катя, моя ровесница, собрала несколько разных листочков, руками растерла, пошептала что-то – и у меня за полчаса этот порез зажил! А рана, насколько помню, глубокая была! Сейчас уже знаю: такие порезы долго заживают, и шрамы после них остаются, а у меня – хоть бы хны… В Малом Кувае практически все, от мала до велика, колдовать могут. Только «белых» колдунов мало очень, в основном «черные» все.

ОХРАНЯЮТ ВЕЧНЫЙ СОН

Единственное место в Малом Кувае, сохранившее светлую ауру -это местное… кладбище, куда перевезли иконы из разрушенного храма. После смерти Елены Благовой, несмотря на гонения коммунистов рискнувшей хранить иконы дома, деревенские жители отнесли их на кладбище, где из будки, в которой ранее держали лопаты, сделали что-то типа часовни. А один из ликов, по непонятной причине, оставили практически под открытым небом в маленькой будочке с пробитой крышей, которая в высоте едва доходит до метра,

– Однажды мы с подружкой попали в ужасную ситуацию, – рассказывает Алена. – Нам уже лет по 15

было, возвращались мы из Большого Кувая. Подходим к нашему кладбищу и видим – мужик какой-то за нами идет. Мы быстрее – и он шаг прибавляет. Мы побежали

– он тоже побежал. Долетели до кладбища. Так напугались, что даже не через калитку зашли, а через ограду перелезли, хотели среди могил спрятаться. Замерли за кустами и смотрим за ним. Он попытался калитку открыть, а она, видимо, заела и не открывается. Тогда он тоже через ограду стал перелазить. И тут видим: он

1 ноги на деревянный забор поставить не может – скользят, как будто салом смазаны. Так он и ушел… Мы еще долго сидели в кустах, а когда пошли к выходу, смотрим – а калитка открыта настежь. Да и странно, что ноги у мужика скользили по забору – мы-то запросто через него перелезли. Подружка объяснила, что это иконы нас спасли. Знаете, я с тех пор в церковь ходить стала и крестилась.

– Мы тогда чуть ли не до рассвета на этом кладбище просидели – боялись оттуда выйти. Вам странным, наверное, покажется, но нам страшно не было. Кладбище это у нас любят, даже ночью там никто находиться не боится, а некоторые, вообще, спать туда ходят летом – те, у кого нервы сдают, или депрессия. После ночи, проведенной на кладбище, люди буквально горы свернуть готовы – силы неведомо откуда берутся. Это все от икон. Ведь они тем и славились, что душевнобольных исцеляли. С физическими недугами не всегда справлялись, а вот с психическими болезнями – только так. Многих «бессознательных» в полноценных людей превращали.

ОБРЕЧЕНЫ

– Мы до сих пор не знаем, как называлась эта церковь, и как называются иконы, – сказала напоследок Лидия Урамина. – Знаем только, что большой силой они обладают, и что деревня наша сейчас расплачивается за святотатство, совершенное нашими родителями.

Люди верят, что реставрация икон и восстановление храма могут остановить проклятье и спасти село, но в то же время знают, что церковь восстанавливать никто не будет, а просто вывезти святые лики невозможно. Никто не помнит почему, но люди точно знают, что трогать и перемещать иконы нельзя, также нельзя вынести их за территорию кладбища. А входить в будку, заменившую часовню, могут только певчие бабушки – простым смертным, тоже по неизвестным причинам, делать этого не стоит. К тому же, люди уверены, что, вынеся иконы с кладбища, человек и до дому-то своего не дойдет – смерть его заберет по дороге.

Так и живет Малый Кувай, ожидая неминуемого конца…