Количество искусственных дорожных неровностей (ИДН), или, как их прозвали в народе, «лежачих полицейских», на улицах Ульяновска растет ежегодно. Особенно активизируется работа в конце лета – начале осени, в канун начала занятий в школах. По данным УГИБДД по Ульяновской области, в городе «лежачие полицейские» установлены по 22 адресам. Перед началом учебного года городские власти рекомендовали установить их еще в девяти местах. На самом деле ИДН в Ульяновске намного больше – бывает, что их устанавливают без разрешения властей. Более того, признались в Управлении государственного автодорожного надзора по Ульяновской области (УГАДН), ни один из существующих искусственных дорожных неровностей не соответствует техническим условиям по своим геометрическим параметрам -то высокие, то низкие, то крутые, то пологие.

Главным оправданием для ГИБДД, которая инициирует и отслеживает установку ИДН, а также УМУП «Асфальтобетонный завод», эти работы выполняющего, служит отсутствие единых государственных стандартов для «лежачих полицейских».

– ГОСТа, – поясняет начальник областного УГАДН Сергей Чухлов, – для искусственных дорожных неровностей действительно не существует. Однако есть разработанные в 2000 году МВД РФ, Минтрансом РФ и Госкомитетом РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу методические рекомендации «Применение искусственных неровностей на улицах и дорогах».

Согласно документу высота асфальтовых валов не должна превышать десяти сантиметров. Длина его основания должна колебаться от 12 до 8 метров в зависимости от разрешенной скорости (от 10 до 30 километров в час) и наличия на дороге общественного транспорта.

ИДН рекомендуется применять на участках улиц перед школами, больницами и поликлиниками. Кроме

того, «лежачих полицейских» можно устанавливать на улицах районного значения и проездах парковых зон. Зато запрещена установка ИДН на магистралях, на улицах, где проходят маршруты троллейбусов и, что самое интересное, у остановок общественного транспорта и во дворах. Любой ульяновский водитель знает, что два последних условия нарушаются особенно часто.

Согласно нормам, о приближении искусственной дорожной неровности должны предупреждать знаки ограничения скорости. А сам «полицейский» и полоса дороги шириной 20 метров перед ним должны быть обозначены специальной разметкой, хорошо различимой в темное время суток.

Официальная процедура установки «лежачих полицейских» довольно сложна. После ежегодных проверок или обращений граждан ГИБДД составляет программу на год со списком адресов для установки. Эту программу утверждает мэрия, которая ее и финансирует. После этого документация согласовывается с ГИБДД, транспортным комитетом (если по выбранной улице ходят автобусы) и другими ведомствами. УМУП «Асфальтобетонный завод» после установки ИДН принимает их на свой баланс и следит за их состоянием.

Однако эта сложная процедура совершенно не гарантирует, что автовладелец не налетит в темноте на «неровность» и не разобьет свою машину. При этом привлечь виновных к ответственности за материальный ущерб, понесенный из-за неправильно установленного «полицейского», довольно трудно.

Более того, обращают внимание ГИБДД в Управлении государственного автодорожного надзора, несоответствие геометрических параметров неровностей требованиям методических рекомендаций приводит к ДТП, жертвами которых становятся пассажиры общественного транспорта. Так, 7 мая водитель маршрутного такси вовремя не заметил «лежачего полицейского», в результате чего пассажир получил тяжелые телесные повреждения. Аналогичные случаи произошли в июле в поселках Октябрьский Чердаклинского района и Ишеевке.

– Причина, – считает заместитель начальника отдела надзора УГИБДД по Ульяновской области Сергей Аникин, – в том, что городские власти не создают должных условий, обеспечивающих безопасность пассажиров. Нет подземных и надземных переходов, ограждений… В итоге избирается самый дешевый и примитивный метод обеспечения безопасности на дорогах. Откровенно говоря, я против увеличения количества «лежачих полицейских» на дорогах города. Ведь, с одной стороны, они предупреждают ДТП, а с другой, могут быть сопутствующим условием при получении участниками дорожного движения различных травм.

Сложность официальной процедуры установки ИДН побуждает горожан к самодеятельности, а созданные ими самостоятельно «неровности» не соответствуют уже вообще никаким требованиям. Пример тому – два асфальтовых «горба» на улице Шолмова, сооруженных по инициативе расположенной рядом церкви. Ширина их вместо необходимых 8

метров составляет всего 1,8 метра, отсутствует при этом и специальная разметка.

Теоретически УМУП должно проводить проверку дорог, удалять несогласованных с УГИБДД «лежачих полицейских» и поддерживать официальные ИДН в надлежащем состоянии. Однако заметить несанкционированную неровность, как и износ разметки, могут нескоро. Да и польза пешеходам от наличия «лежачих полицейских» совсем не очевидна. Как признались в областном ГИБДД, статистики об эффективности использования ИДН для снижения аварийности у них нет.