Смерть выгодна, медикам в том числе, и это страшно – вот в двух словах суть обращения представителей похоронного бизнеса в «СК».
Профессионалы в сфере ритуальных услуг решили посредством прессы привлечь внимание горожан к деятельности своих «серых» коллег. Таких, которые не имеют инфраструктуры для честного ведения бизнеса, не платят налогов в казну, а главное – заставляют страдать людей, и без того сломленных горем.
Человеку, понесшему утрату, непросто избежать встречи с теневым похоронщиком, считают собеседники «СК», потому что те имеют информаторов из числа сотрудников «Скорой помощи» и милиции (представители этих ведомств первыми фиксируют факт смерти). «Серый» агент появляется на пороге дома, где случилось горе, в считанные минуты. Он вежлив и внимателен, обещает взять на себя все хлопоты по проведению похорон. Родственники, ошарашенные горем, как правило, отдаются его заботам безропотно.
Хотя, говорят специалисты погребального дела, нередко бывают случаи, когда такой визит чрезвычайно травмирует людей, доводит до крайнего отчаяния, поскольку «вежливые» агенты выскакивают из своего амплуа тут же, едва завидят конкурентов. И тогда начинается драка почти у тела. Такие встречи конкурирующих фирм – явление нередкое, утверждают собеседники «СК». Дело в том, что информацию о смерти почти одновременно получают несколько человек – как минимум, трое в «Скорой помощи» плюс сотрудники милиции. Нередко каждый из них завязан на «дружественное» похоронное агентство и рассчитывает получить от него откат за «клиента».
Поэтому «работают» они на опережение, а конкурирующим ритуальщикам трудно отказаться от «заказа», если они появляются на скорбном пороге ноздря в ноздрю.
Отдельный разговор – о «цене вопроса». Собеседники «СК» утверждают, что «серые спецы» порой взвинчивают цены на свои услуги в два-три раза по сравнению с ценами, сложившимися на официальном рынке похоронных услуг. Действовать так нагло им позволяет внезапность, наскок, они понимают, что в первые минуты горя люди не могут осмыслить названную сумму, проанализировать ее… А за высокой ценой, как правило, – низкое качество работы. Представителиофициальных фирм объясняют это тем, что за теневым бизнесом часто нет ни персонала, ни транспорта, нет инфраструктуры в целом. Иногда роль похоронных бригад выполняют люди, нанятые по случаю, неряшливо одетые, в подпитье.
Два года назад «СК» уже поднимал эту тему, правда, в другом ракурсе. Мы писали об официальном сотрудничестве ритуальщиков и «Скорой помощи». В ту пору медики выступили с инициативой узаконить поток передачи информации о смерти.
На подстанциях «Скорой» даже готовились комнаты для размещения представителей ритуальных компаний. Идея медиков направить процесс «сдачи» покойных в цивилизованное русло потерпела крах, поскольку ее реализация приобрела уродливые формы. Ритуальщики также сталкивались лбами на пороге «клиентов», иногда приезжали раньше медиков.
Диспетчеры «Скорой» продолжали передавать информацию о смерти «налево», поскольку такая схема действий гарантировала им надежные отчисления «на карман».
Нынешние собеседники «СК» признают, что идея была неудачная.
Теперь, по их словам, официальные похоронные агентства от нее отказались, дела с медиками не имеют.
И, видимо, остались не у дел, поскольку «стервятники» стабильно перебивают у них клиентов.
Однако свое обращение в редакцию профессионалы погребального дела аргументировали не интересами своего бизнеса, а желанием дать людям достоверную информацию.
Они сообщили, что при мэрии создан Попечительский совет по похоронным делам, куда стекается немало информации о людях, пострадавших от «серых» похоронных агентств. Собеседники «СК» говорят, что знают проблему изнутри: чаще всего на смерти зарабатывают диспетчеры «Скорой помощи», хотя иногда на сотрудничество с ритуальщиками напрашиваются медики реанимаций ряда больниц (такой случай был недавно). Что касается руководства БСМП, то оно пытается с этим бороться, якобы есть даже приказ, запрещающий слив информации. Но остановить сотрудничество медиков с похоронщиками сложно, поскольку их взаимность подкреплена финансовыми интересами. Нам сказали, что за каждую сделку работник здравоохранения получает гонорар в три тысячи рублей.
Так можно ли в принципе остановить бизнес на смерти, который, к слову сказать, процветает не только у нас, но и в целом по России? На этот вопрос профессионалы отвечают утвердительно. Они считают, что левые похоронщики не добились бы такого успеха, если бы люди, к которым они приходят, проявили хоть немного бдительности. В горе сложно быть рассудительным, но агент, появившийся на пороге квартиры без приглашения, должен насторожить.
Понятно, что его пригласил кто-то другой, чей гонорар в несколько тысяч рублей уже заложен в смету.
Представители официальных ритуальных компаний считают, что есть хороший способ разобраться с такими незваными гостями: взять у них телефон и пообещать перезвонить хотя бы через час-два. Этого времени было бы достаточно, чтобы сделать несколько звонков знакомым, набрать номера нескольких похоронных агентств, словом, выяснить ситуацию, прежде чем принять решение.