Тема хлеба и цен на него довольно быстро перерастает у нас в большой скандал. Масла в огонь добавил недавно депутат Госдумы, бывший замгубернатора по селу при Владимире Шаманове Валентин Денисов. В плане борьбы с ростом цен на хлеб Денисов предложил развивать в регионе альтернативное производство.
Одной из причин удорожания хлеба он называет монопольное положение «Ульяновскхлебпрома», на долю которого приходится, по словам депутата, до 70 процентов выпуска всей продукции этого сектора. Надо строить новые заводы, сказал Денисов, вызвав у местных производителей шквал негодования.
«Денисов так давно живет в Москве, что, похоже, уже плохо представляет ульяновскую реальность», предположил наш собеседник. На его взгляд, депутат не знает ни того, как и из чего здесь производится хлеб, ни того, как формируются на него цены. Какие новые хлебозаводы, если и имеющиеся-то работают на 20 процентов своей мощности?! Не в заводах дело, а совсем в другом. В том, в частности, что в нашей области нет своей муки, и пекарни, включая «Ульяновскхлебпром», говорят специалисты объединения, покупают ее за пределами региона. Больше всего – в Курганской области. Нет у нас уже несколько лет и регионального фонда зерна, развалившегося, кстати, в те годы, когда ульяновский агропром курировал Денисов. При Юрии Горячеве такой фонд был, и это помогало избегать проблем с хлебом. Сейчас обеспечение им населения пущено на самотек.
Логику Денисова местные производители считают потрясающей. В область собираются привести якобы некую фирму из Новосибирска, которая должна будет развивать альтернативное производство хлеба, но как, спрашивают оппоненты Денисова, он собирается обеспечить более низкую, чем у нас, цену на сибирский хлеб?
Варягам ведь тоже придется искать муку по другим регионам и везти ее в Ульяновск. Купить ее дешевле, чем это делают действующие в области производители хлеба, иногородним не удастся, поскольку местные производства имеют давние связи с мукомолами, например, с теми же курганцами.
Те, кого зовет в регион Денисов, могут возить муку, конечно, из Новосибирска, но сколько будет стоить выпеченный из нее хлеб, если в самом Новосибирске он в полтора раза дороже, чем в Ульяновске? Это без расходов на перевозку муки.
Словом, ульяновские хлебопеки удивлены: «Мы стараемся, закупаем впрок, колеся по краям и областям, муку, обеспечиваем бесперебойное и беспроблемное снабжение населения хлебом, удерживая цены на него практически самыми низкими в Поволжье, а некий московский гастролер приезжает и подвергает нас остракизму, вместо того, чтобы похвалить». Гастролер – это как раз Денисов. Подобные его инициативы диковато выглядят, кстати, и по отношению к губернатору Сергею Морозову, только что вручившему главе «Ульяновскхлебпрома» орден Дружбы за вклад в развитие отрасли.
На взгляд руководства предприятий, не стоит вплетать хлеб в политические игры, можно доиграться и угробить всю ульяновскую хлебную промышленность, не создав ничего взамен. Вот тогда действительно возникнут проблемы, «которых Денисов, впрочем, из своей Москвы может и не заметить». Есть и еще один настораживающий момент в предложении депутата. До сих пор все приходящее в область неизменно превращалось в своего рода насосы по выкачиванию отсюда денег. И с хлебом такое же устроим?