В середине сентября актеры Ульяновского театра драмы пригласят своих зрителей на открытие малой сцены.

Когда-то, лет сто назад, в этом зале был ресторан «Театральный». У него было три входа: один – с улицы, а два других – из театра и из гостиницы. Гостиница также называлась «Театральной». Так, не выходя из здания, актеры шествовали после спектакля сначала в ресторан, а оттуда – в гостиницу. Здесь проживали и заезжие мастера, те, что путешествовали «из Вологды в Керчь и из Керчи в Вологду…», и симбирские «доморощенные» актеры.

Интересно, что вход в зрительный зал театра тогда был именно со стороны улицы Советской (в то время – Спасской). И сам зал был совсем не таким, каким мы видим его сегодня. Белая лепнина украшала яруса и галерею, бардовый бархат уютно обволакивал стены, а на потолке красовалась огромная хрустальная люстра.

Таким зал просуществовал до 1967 года. А 40 лет назад здание служителей Мельпомены одели в бетон и стекло, вход перенесли на другую сторону. Претерпел перестройку и зрительный зал. Лепнину, бархат и хрусталь убрали, на ярусах установили монолитные деревянные панели.

С тех пор серьёзные ремонтные работы в театре не производились.

Номера театральной гостиницы за это время преобразовали в кабинеты, в которых размещались разные управления и ведомства. Сегодня большую часть помещений занимает Управление по делам культуры и искусства.

Ресторан одно время был популярным заведением общепита под названием «Русь», где отменно готовили борщ и мясо в горшочках.

В начале 90-х помещение снова отошло театру. Там, где стояли столы, появились кресла для зрителей, а на бывшей танцплощадке вырос подиум.

В основу первых камерных постановок брались малоизвестные «элитные» пьесы с небольшим количеством действующих лиц. Особый успех имела постановка «Завтрак с неизвестными» режиссёра Владимира Голуба с Евгением Редюком и Борисом Александровым в главных ролях. Запомнился и необычный спектакль на двоих, поставленный Геннадием Коротковым, «Играем в мужа и жену» с Кларой Шадько и Борисом Александровым. И, наконец, тот же Александров, но уже с Зинаидой Ковальской играли на малой сцене пьесу Эдварда Радзинского в постановке театрального художника Владимира Дмитриева «Актриса на роль жены Достоевского».

Для развития малой сцене не хватало светового и звукового оснащения, а театру – средств, чтобы его приобрести.

Зато с тех пор стены и кулисы малого зала основательно пропитались молодой энергией талантливых студентов УлГУ, которые под руководством мастеров ульяновской сцены «оккупировали» пустующие подмостки. Они репетировали здесь студенческие работы и показывали дипломные спектакли.

Молодёжь и на этот раз станет главными исполнителями театральных проектов малой сцены. Но о них мы расскажем накануне открытия.