В течение последних полутора десятков лет местные чиновники неоднократно пытались решить проблемы общественного транспорта. Однако транспортные организации продолжали разваливаться, автобусный парк – стареть и стремительно сокращаться.

259 вместо 345

Только в начале апреля этого года на заволжском автобусном маршруте № 30 впервые за последние 15 лет появились два десятка новеньких желтых автобусов «ISUZU–BOGDAN». Они были приобретены в рамках областной программы развития общественного транспорта. Тогда объявили, что всего в течение пяти лет планируется приобрести 354 автобуса на общую сумму в 290 млн. рублей.

За прошедшие полгода программа была существенно скорректирована в сторону уменьшения количества почти на 100 машин. Теперь предстоит купить 259 автобусов. При этом общая стоимость покупки возросла до 409 млн. рублей. Получается некая несуразица. Машин будет меньше, а платить за них придется больше? Дело в том, что вместо импортных автобусов «ISUZU -BOGDAN» – маловместительных, рассчитанных только на 43 пассажира и малопригодных для использования на наших дорогах, теперь решено закупать автобусы отечественного производства. Прежде всего, это будут автобусы марки «ЛИАЗ-ГАЛАЗ» и «Аврора», вмещающие до 100 пассажиров. Все автобусы комфортабельные и более надежные в эксплуатации, чем «иностранцы». Кроме того, будут приобретаться автобусы «ПАЗ-3205». В случае необходимости ремонта запчасти для них обойдутся гораздо дешевле, чем для импортных. Не будет проблем и с ремонтной базой.

Первая партия новых автобусов, приобретенных по договору лизинга на три года, частями уже начала поступать в Ульяновск. 5 сентября состоялось торжественное вручение ПАТП–1 сразу 20-ти новеньких «ЛИАЗов». Сегодня автопредприятиям районов области должна быть вручена вторая партия, состоящая из 30 машин. Всего до конца года планируется приобрести 102 автобуса. Их будут использовать на внутригородских, внутриобластных и внутрирайонных маршрутах. Более половины останутся в Ульяновске. Они поступят в ПАТП-1, остальные получат автопредприятия районов области. Таким образом, по программе, рассчитанной на 5 лет, только в этом году будет закуплена почти половина автобусов.

Поедем под музыку

Новые автобусы как бы предопределили к себе новое отношение транспортников. Водителей и кондукторов оденут в специально заказанную униформу. На городских маршрутах планируется во время движения транслировать музыкальные программы. В ПАТП-1 в настоящее время проходит «обкатку» изготовленная в Челябинске система спутниковой навигации, которая будет предоставлять диспетчерам полную информацию о местонахождении каждой машины (сначала в городе, потом на территории области). Стоит такая система недешево. Оснащение каждого автобуса необходимым оборудованием обойдется предприятию в 12 тыс. рублей. Пользование системой тоже составит немалую сумму. Однако руководство ПАТП-1 не считает эти деньги выброшенными на ветер и уверенно в существенной экономии средств уже в ближайшем будущем.

Первая ложка дегтя

Столь существенное вливание в общественный транспорт породило даже некоторую эйфорию у местных чиновников и депутатов. Они заговорили о том, что обновленный автобусный парк поможет решить транспортную проблему, в первую очередь для пассажиров, следующих в заволжском направлении и о том, что теперь государственные автопредприятия составят существенную конкуренцию частникам, что поможет сдерживать рост платы за проезд.

Что касается Заволжья, то тут чиновники явно погорячились. Ведь проблема кроется отнюдь не в недостатке транспортных средств, а в «пробках», которые возникают из-за состояния проезжей части старого моста. После июньского ремонта дорожного полотна обстановка на мосту еще более ухудшилась, так как не были заделаны швы на межпролетных стыках. В результате образовались канавы, которые резко ограничивают скорость движения транспорта по мосту. Отсюда «пробки». И это притом, что было обещано – к проблемам дорожного полотна на мосту не нужно будет возвращаться, как минимум, до 2010 года. Если ситуация сохранится, то проблемы проезда по мосту за это время только увеличатся. Так что хоть со спутниковой системой навигации, хоть без неё, новенькие автобусы уже сейчас обречены простаивать в многокилометровых «пробках».

Вторая ложка дегтя

Проблемы дорожного полотна при наличии желания, воли и средств у областного правительства вполне разрешимы. Но есть и другая проблема, которую местные власти вряд ли смогут решить.

Уже сегодня государственные автопредприятия подтянули плату за проезд в своих автобусах к плате в автобусах частных – к восьми рублям. Вам в последнее время приходилось что-либо слышать об обратных процессах? При этом на маршрутной «Газели» из Нового города до центра можно доехать с большим комфортом, чем в автобусе, всего за десять рублей. К тому же за уже полученные по лизингу машины нужно рассчитываться с поставщиками. И в перспективе оплачивать вновь купленные по программе автобусы. Так что плата за проезд будет только увеличиваться.

Особенно резкий скачок ее произойдет в январе 2008 года. Уже сейчас объявлено о том, что в январе цена на энергоносители вырастет. Если по ГСМ пока нет окончательной ясности, то точно известно, что газ подорожает на 25 процентов. Нет сомнений в том, что цены на бензин и солярку сильно не отстанут в росте от цены на газ. Так о каком сдерживании цен можно серьезно говорить сейчас?

В начале этого года мэр Ульяновска Сергей Ермаков, после очередного скачка платы за проезд, тоже бил себя в грудь и заверял, что он заставит перевозчиков вернуться к доянварским ценам. Что из этого получилось? Да ничего, кроме обычного для мэра пустого сотрясания воздуха.

Счастливого пути!

И все-таки, как бы там не было, а местные власти заслуживают искренней благодарности ульяновцев. Особенно если решат проблемы старого моста, как основного узла «пробок». Что касается программы по обновлению общественного транспорта, то вряд ли найдется хоть один человек, который сможет что-либо возразить против того, что такого в течение последних 15 лет себе не могли или просто не хотели позволить местные власти. Ну а в предстоящем скачке платы за проезд вины местных властей нет. Это проблема федерального уровня, проблема всей России. К тому же мы давно уже привыкли, что чем дальше, тем дороже. И касается это не только расстояний автобусных маршрутов. Значит, опять будем затягивать потуже пояса и под музыку и дремать по пути на работу по часу в новеньких автобусах. Одним словом, всем нам счастливого пути!