Летом 2006 года в суд Сенгилеевского района обратилось с иском Управление Федеральной регистрационной службы по Ульяновской области. Суть просьбы сводилась к тому, чтобы признать Никольский храм села Кротково как прекративший деятельность в качестве юридического лица и исключить из Единого государственного реестра. Иными словами, закрыть православный приход, зарегистрированный 20 июня 2001 года.

Вот цитата из решения районного суда: “Православная религиозная организация прихода Никольского храма села Кротково неоднократно не представляла в установленный срок обновленные сведения, необходимые для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц”, чем нарушила ст. 8 Федерального закона “О свободе совести и религиозных объединениях”. В чем же заключались нарушения? В общих словах: не было списков членов религиозной организации, Приходского совета, ревизионной комиссии, протоколов Приходских собраний, актов ревизий, отчетов руководящих органов, личных письменных заявлений о приеме в члены религиозной организации и выходе из нее, материалов статистической и финансовой отчетности, отчетов об использовании имущества (храма – Ред.), справки из ГНИ и так далее.

Не будет оспаривать все это. А только расскажем читателям, каков сегодня Никольский храм и кто нарушители закона, из-за которых закрыт приход?

Виновницы-старухи

От зерносклада, какой была Никольская церковь при коммунистах, до наших дней, сохранились только фундамент и стены. С 1999 года восстановлением храма занимаются две местные пенсионерки: 77-летняя Мария Ивановна Елчева и 67-летняя Лидия Александровна Леонтьева. Несмотря на их старания, в церкви до сих не служат, нет священника, не работает иконная лавка. Кто и зачем сводит счеты с двумя беззащитными старухами – это вопрос, на который у нас нет ответа. О каких налоговых претензиях к разрушенному храму идет речь, тоже не понятно. Налоговая служба не может не знать, что глава МО “Сенгилеевский район” А. Миронов официально освободил сельский приход от уплаты налогов.

Чем провинился храм Николая Чудотворца, в котором нет пола, перегородок, крыши, имущества и уж тем более “финансовой деятельности”? Две горячо верующие бабушки, у которых нет малейшего представления о бюрократических хитросплетениях нашей жизни, не могут понять, что требуют от них госорганы? Если население села Кротково, чающее поднять Никольский храм из руин, узнает, что поголовно обязано писать заявления, то реакция на это будет по-деревенски простой и состоять из трех букв.

От законов земных, обратимся к законам духовным. Они важнее для нашего расхристанного времени. Что происходит с людьми, поднявшими руку на святыни Николая Чудотворца, объяснять не надо. Один из местных предпринимателей украл у старух подаренные для храма трубы. И вернул обратно, испугавшись милиции. Спустя некотоое время 42-летний здоровый мужчина получил два инсульта.

Тех, кто в 1962 году разрушил Николин храм в Кротково, нет в живых. Все они скончались от мучительных болезней.

Души плачут в полночь

Николин храм воздвигли в 1854 году в честь победы в войне 1812 года. Тогда в кровопролитных сражениях прославился 24 Симбирский пехотный полк, который участвовал в Бородинской битве. Вернувшись в Кротково, многие воины умерли от ран и болезней. Там, где позже воздвигли храм Святого Николая Чудотворца, раньше было кладбище, где упокоились герои.

Благодаря Марии Ивановне и Лидии Александровне, мы знаем 48 фамилий, чьи могилы, окружившие разрушенный храм, давно сравнялись с землей. Имена рядовых, прапорщиков и капитанов должны занять достойное место на мемориальной доске в селе. Однако нет ни памяти, ни доски, ни церкви. Летом местные ребятишки прибегают в полночь к стенам храма и, приставив ухо к кирпичной кладке, слушают горестный плач, который раздается внутри обветшавшего строения. Пенсионерки говорят, что это скорбят души усопших воинов, чьи могилы топчат люди и утюжит транспорт. Мария Ивановна и Лидия Александровна отыскали даже склеп под основанием церкви, где нашли кости и черепа покойных и один воинский медальон.

С этого момента и началась их подвижническая работа. Вначале бабушки добились бумаги, в которой храм значится памятником истории и культуры, а в 1999 году зарегистрировали приход, чтобы заняться восстановлением. Владыка Прокл благословил подвижниц. Но нет денег, чтобы помочь родиться храму во второй раз.

Гонения и мытарства

Глава муниципального образования “Сенгилеевский район” А. Миронов помогает двум старухам не особо активно. Больше их поддерживает руководство ООО “Кротковское”. Разбирая старые постройки, дарит то кирпич, то доски. Чтобы платить трем рабочим, Мария Ивановна ходит по окрестным селам с протянутой рукой. Зимой в Тереньге четыре здоровенных мужика подошли к старухе с больными ногами и потребовали документы. Когда она показала бумаги, то один ударил кулаком по сумке, из которой выпала мелочь и рассыпалась по снегу: “Мотай отсюда, а то задержим за бродяжничество”. Заплакав, пенсионерка пошла к известной в области целительнице Зинаиде Ивановне Коробцовой, которая живет в Тереньге. Накинув на плечи шубу, защитница побежала к начальнику Тереньгульской РОВД, который хорошо взгрел четверых ретивых подчиненных.

Однажды пожилые энтузиастки обратились за помощью к губернатору Морозову и в ответ получили письмо: мужайтесь, старушки. Хорошее дело делаете, когда область начнет процветать, тогда и поможем. Только руководитель прежней администрации Мария Большакова пожертвовала личные 30 тысяч рублей.

Чудо и “чудеса”

Из уст в уста в Кротково передают, как разрушали Николину церковь с пятью куполами. Было это в 1962 году. Когда к стенам пригнали технику, местные старухи образовали живое кольцо и запели молитвы. Милиция избивала защитниц, однако верующие не двинулись с места. И плакали в голос, когда сбрасывали с куполов кресты, а потом молотом разбивали колокол. Некоторых бабушек с тяжелыми побоями и сердечными приступами, увезли в больницу. А Николин храм покрыли деревянной крышей и стали хранить зерно.

Однако он не потерял своей чудодейственной силы. Когда уроженка села Кротково Ивашева, проживающая в Тюмени, тяжело заболела и услышала приговор врачей – ничем не поможем, попросила родных: “Везите меня на родину, к Николаю Чудотворцу”. Больную дважды привозили в Кротково на носилках. Она прикладывалась к стенам храма рукою и молилась. После чего стала ходить и еще дважды навещала Николин храм. Так исцелилась полностью. Медики никак не могут объяснить это чудо.

После закрытия церкви дорогая храмовая икона Николая Чудотворца в золотом окладе долго хранилась в доме Елены Кузнецовой. Боясь внука-пьяницы, старушка прятала святыню на веранде. А когда умерла, отпевать ее пригласили священника ближнего прихода. Родственник покойной Евгений Бычков и пособил, чтобы икона попала в его руки. Когда прихожане из Кротково обратились в суд, чтоб батюшка вернул храмовую икону, то хитрец подменил святыню, обманув судей, и истцов. А потом запретил им появляться в его храме.

На чью помощь уповать?

От отчаяния, в которое иногда впадают Мария Ивановна и Лидия Александровна, обе заходят в недействующий храм помолиться. Когда начинают петь псалмы и молитвы, то наверху, под самой крышей, загораются неизвестно откуда взявшиеся три свечи. Их отблеск хорошо виден там, где раньше был высокий купол. Обе пенсионерки плачут и жалеют о том, что не доживут до светлого дня, когда церковь восстановят.

Но мир не без добрых людей. Многие, услышав, что разрушенный храм носит имя Николая Чудотворца, помогают, чем могут. Так проектную документацию на строительство бабушки получили бесплатно, как дар. Одна из важных бумаг была выдана в Ульяновске, благодаря начальнику, поставившему на заявлении резолюцию: “Выдать. Оплату (3 тысячи рублей) произвести из моей зарплаты”. Однако все упирается не в дух, а в букву закона, да еще в бездушных чиновников.

Мария Ивановна однажды подсчитала, что она 87 раз ездила в Ульяновск, чтоб уладить дела с приходом. Однако из многих госорганизаций ее выталкивали в шею.

Мы хотим обратиться к добрым людям помочь восстановить храм Святого Николая Чудотворца в селе Кротково. Вот реквизиты:

р/c 40703810969120100043 Ульяновский ОСБ 8588 Сбербанка РФ в г. Ульяновска

БИК 047308602

ИНН 7316005304

КПП 731601001

корр. счет 30101810000000000602

Можно отдать или переслать пожертвования М. И. Елчевой или Л. А. Лентьевой, которые официально оформят помощь и потратят на дело.