В одном из материалов предыдущего выпуска «Бизнес-Курьера» говорилось о снижении объемов деятельности малых и средних предприятий области по выпуску товаров и предоставлению услуг.

В подтверждение были названы данные налоговой службы. Среди причин негативной тенденции в предпринимательстве было названо давление крупных иногородних торгующих сетей, все агрессивнее осваивающих новые территории.

Официальная власть, присутствуя при открытии очередного супер-, гипермаркета, каждый раз называет сумму привлеченных инвестиций, количество новых рабочих мест, забывая при этом об ущербе, который наносят экономике области такие участники рынка. Все дело в том, говорят специалисты, что крупные торговые операторы довольно неохотно работают с местными товаропроизводителями, отдавая предпочтение таким же крупным иногородним.

На территории Ульяновска в настоящее время находится более 8,5 тысячи объектов торговли, однако львиная доля всего товарооборота приходится на крупные торговые сети.

Ежегодный прирост их товарооборота составляет около 10 процентов.

Сейчас в городе имеют свои магазины почти все федеральные торговые сети («Магнит», «Товарищ», «Пятерочка»), есть и транснациональные игроки («Metro»). Сеть этих магазинов постоянно расширяется, одновременно с этим о своем желании прийти в регион заявляют такие операторы, как «Патэрсон» и «Перекресток».

Эксперты не первый год предупреждают – если регион не готов к приходу такого количества сетевиков, то за маленькими плюсами обнаруживаются большие минусы. Прежде всего потому, что они «съедают» местные предприятия розничной торговли. Алгоритм таков: открываясь, магазин устанавливает заниженные цены, ведет громкую рекламную кампанию. На этом этапе убытки компенсируются доходами уже работающих магазинов. Проходит время, и владельцы местных магазинов, не выдержав давления, встают перед выбором: или входить в торговую сеть, или вовсе уходить с рынка.

Но если уничтожение конкурентов по торговле еще можно объяснить жесткими реалиями рыночной системы, то как объяснить отношение сетевиков к местным производителям?

Ставшая привычной проблема: в крупном сетевом магазине не купишь привычные продукты местного производства. Как рассказал предприниматель, член Общественной палаты Исаак Гринберг, уже ни для кого не секрет, что местный товаропроизводитель или поставщик, чтобы попасть на полку со своей продукцией, должен платить торговым сетям так называемый «бонусный откат». Крупные производители, оценив ситуацию, вкладывают в продвижениесвоего товара многие миллионы. Что могут противопоставить им региональные конкуренты?

Зачастую торговым сетям просто невыгодно работать с местными товаропроизводителями. Как правило, федеральный торговый оператор располагает одним крупным терминалом в одном из регионов, через который должны проходить все товары. Из-за этого местную продукцию приходится отправлять за сотни километров для прохождения учета, а затем возвращать ее обратно. Еще одно условие сетевиков: возможность поставщика обеспечить продукцией всю сеть магазинов. У малых и средних предприятий и здесь нет шансов.

Попутно с вытеснением местных товаропроизводителей падает спрос на услуги транспортных перевозчиков: у сетевиков собственный транспорт; проигрывают и местные оптовики: у сетевиков свои оптовые базы.

В итоге уничтожается средний и малый бизнес, из области уходят налоги, встает проблема продовольственной безопасности.

Как раз вопросу продовольственной безопасности региона было посвящено заседание комитета ЗСО по аграрной политике, природопользованию и экологии, состоявшееся 12 сентября. На нем, в частности, была высказана серьезная озабоченность тем фактом, что в сельскохозяйственном регионе, каким является Ульяновская область, более половины молочной продукции – привозная. В то же время, как ранее признавал министр сельского хозяйства области Александр Якунин, местные производства продуктов питания загружены лишь на 20-30 процентов из-за недостаточности сбыта. Закон «О продовольственной безопасности Ульяновской области», призванный, кроме всего прочего, обеспечивать осуществление мониторинга объемов ввозимых и вывозимых из региона продуктов, с одной стороны, и возникающих в связи с этим угроз экономике региона, с другой, не работает.

Отсюда – другая проблема местных товаропроизводителей. Предприниматель, решивший наладить поставку своей продукции в соседние регионы, часто сталкивается с тем, что его продукцию даже на самых выгодных условиях не берет ни один оптовик. Неофициально реализовывать «чужую» продукцию запрещается во многих российских регионах.

Оправданием местной власти служит экономическая открытость Ульяновской области с действующими здесь принципами рыночных отношений и конкуренции. К примеру, ни для кого не секрет, что в соседней Мордовии активно лоббируют свои предприятия пищевой промышленности и создают препоны для проникновения на свой рынок продуктов из других областей. Вместе с тем товары из Мордовии или Самарской области беспрепятственно ввозятся на территорию Ульяновской области.

Впрочем, есть и вполне законные меры, опробованные нашими соседями: на уровне области освобождать местных товаропроизводителей от уплаты налога на имущество, утвердить для них понижающие коэффициенты к ставкам арендной платы за землю, помогать в продвижении товаров на российский рынок и т.д.

Только вот у нас в регионе все больше привилегий (те же льготы на прибыль) и лакомые куски отдаются не своим, а пришлым участникам рынка. Видимо, интерес в этом не только самих инвесторов. Кто-то, говорят злые языки, сознательно подрывает экономику региона, все больше опутывая ее сетями.