Сеть кафе быстрого питания «фастфуд» «Макдональдс» уже давно распространена не толь к США, но и во многих европейских странах. Возможно, скоро это это появится и у нас.

Когда гамбургеры попали на конвейер, американцы заселяли свой Запад на автомобилях, меняя облик Южной Калифорнии сетью дорого. К 1940 году в Лос-Анжелесе было миллион машин. Именно в Калифорнии появился первый в мине мотель и отец фастфуда – драйв-ин, придорожный ресторанчик.

Два брата Ричард и Морис Макдональдсы приехали в Калифорнию в начале Великой депрессии, искать работу в Голливуде. Устанавливая декорации на студии, они накопили немного денег и открыли кинотеатр. Но заведение не приносило прибыли, и тогда братья решили присоединиться к молодому бизнесу. Их «Макдональдс бразерз бюргер бар драйв-ин» с хот-догами оказался на удивление, прибыльным.

В середине 70-х в Америке был в разгаре бэби-бум, но не так уж много имелось чистых и удобных мест для семейного отдыха. А ведь каждый ребенок мог привести с собой не только двух родителей, но и бабушку с дедушкой… Крок любил повторять, что он работает не в «пищепроме», а в шоу-бизнесе.

А теперь посмотрим, что на самом деле представляют собой гамбургеры. Фастфуд рождался в эру Эйзенхауэра, очарованную технологиями, во времена лозунгов» Улучшим жизнь химией» и «Атом – наш друг». Рецепты картошки и гамбургеров надо искать не в кулинарных книгах, а в трудах «Технология пищевой промышленности» и «Инжиниринг еды». Почти все продукты поступают в кафе уже замороженными, консервированными или сушеными, и кухни этих кафе становятся последними инстанциями в ряду сложного промышленного процесса. Такая простая на вид еда перелопачена по сто раз. То, что мы там едим, за последние 40 лет изменилось больше, чем за предыдущие 40000. И вкус, и запах гамбургеров делается на огромных химических заводах Нью-Джерси.

Около 90 процентов всех продуктов, которые мы покупаем, прошли предварительную обработку. Но консервация и заморозка убивает естественный вкус еды. Поэтому последние 50 лет ни мы, ни фастфуд не смогли бы прожить без химических заводов.

Индустрия вкуса засекречена. Ведущие американские компании ни за что не разгласят ни точных формул своего продукта, ни имен основных клиентов. Чтобы посетители кафе быстрого питания думали, что у него отличная кухня и талантливые повара.

Осторожно: фарш!

В начале ХХ века у гамбургеров была плохая репутация. Они считались опасной едой бедняков, которую продавали только с тележек у фабрик или на ярмарках. «Есть гамбургеры – все равно, что питаться из мусорного ведра», – писали тогда газеты. Поправить репутацию булки с котлетой удалось в 20-е годы компании «Белый замок», которая установила свои грили на виду у публики. Потом подоспели драйв-ины и семейная политика «Макдональдса». Гамбургеры показались всем идеальной детской едой: легко жевать, держать в руке, сытно и недорого.

И самыми жуткими жертвами гамбургеров тоже оказались дети. Более 700 детей заболели в Сиэтле в 1993 году и шестеро умерли, пообедав в фастфуде «Джек ин зе Бокс». В течение восьми лет после этого случая аналогичную инфекцию подцепили полмиллиона человек. Из них сотни были убиты гамбургерами, а именно содержащейся в фарше колибактерией.

Колибактерию 00157Н7 выделили впервые в 1982 году. Она мутирует из обычной бактерии кишечника и выделяет токсин, поражающий его внутреннюю оболочку. Пять процентов заболевших умирают в страшных муках, при этом антибиотики бессильны. Колибактерии необыкновенно устойчивы – к кислоте, хлорке, соли, морозу, живут в любой воде, сохраняются на прилавках неделями, а для инфицирования организма их нужно всего пять. Можно подцепить колибактерию, поплавав в озере или поиграв на зараженном ковре. Этот мутант живет в коровах десятки лет.

Потому кусок сырого ямса ан кухне – страшная угроза тесты микробиологов выявили, что на обычной кухонной раковине фекальных бактерий больше, чем в унитазе.

С фаршем дела еще хуже. Исследования показали, что в 78,6 процентах говяжьего фарша есть микробы, распространяющиеся через фекалии. Медицинская литература о пищевых отравлениях изобилует фразами: «уровень форм колибактерий», «аэробное число»… Но за этими словами стоит простое объяснение, почему от гамбургера можно заболеть: в ямсе есть навоз.

А порции фастфуда все растут. Сеть «Венди» предлагает «трехпалубный» гамбургер. «Бюргер Кинг» – бутерброд «Великий американец». «Макдональдс» – бигмаки. Потребление газировки выросло в четыре раза. Если в 50-х типичный заказ колы был равен 230 г, теперь «детская» порция – 340 г, а взрослая – 900. люди подсели на жир и сахар.

Ожирение – вторая после курения причина смертности в США. Каждый год от него умирают 28 тысяч человек. В два раза возрос уровень ожирения у англичан, которые больше всех европейцев любят фастфуд.

Все вышесказанное теперь может иметь непосредственное отношение и к Ульяновску. Связано это с тем, что и у нас планируется строительство кафе «Макдональдс». Наша газета отправила официальный запрос в Комитет архитектуры и градостроительства мэрии Ульяновска. Из полученного ответа следует, что «комиссией по землепользованию и застройке при мэрии Ульяновска было рассмотрено и предварительно согласовано обращение ЗАО «Ивла-Опт» о возможности размещения здания кафе «Макдональдс» по улице Дмитрия Ульянова (западнее здания по улице Советской, 17 в Ленинском районе». «Акт выбора и проект границ земельного участка согласован с членами комиссии. Постановлением главы города утвержден акт выбора и проект границ земельного участка, и согласовано проведение проектных работ для строительства здания кафе».

Алее сообщается, что « с целью соблюдения интересов населения в газете «Ульяновск Сегодня» от 02.12.2005 № 53 было опубликовано сообщение ЗАО «Ивла-Опт» о предстоящем предоставлении земельного участка для строительства здания кафе «Макдональдс». В данном сообщении были даны адреса и телефоны структурных подразделений мэрии для обращения граждан с целью реализации своего права на участие в принятии решений в области градостроительной деятельности, продекларированном Градостроительным кодексом РФ и Земельным кодексом РФ». И поскольку обращений от граждан и юридических лиц « о несогласии с предстоящим строительством жилого дома от 02.12.2006 не поступало и процедура предварительного согласования места размещения объекта и информирования населения о предстоящем строительстве в соответствии с нормами Градостроительного кодекса РФ была выполнена в установленном порядке» началась подготовка проекта.

Несколько вариантов предпроектной проработки рассматриваемого объекта было вынесено на осуждение Градостроительного совета в 2006-2007 годах. Для получения разрешения на строительство проектная документация объекта подлежит государственной экспертизе.

Из него видно, что все внимание уделяется стороне проекта. Но это только красивая обертка, под которой скрывается опасная начинка. Фактически это будет экологически вредный, небезопасный для здоровья объект. Неужели тем, кто проталкивает его, ничего неизвестно, о том, что говорилось в начале статьи? Для наших чиновников это очередной амбициозный проект, которым можно похвастаться (ведь кафе «Макдональдсы» строят сейчас в городах с миллионным населением, а тут такая честь). Если говорить о поставках продуктов для этого кафе, можно предположить, что это будет Ульяновский мясокомбинат. Такой вывод напрашивается на основании сообщений в персе, что руководители УМК и холдинга «Черкизовский» любят похвастаться тем, что являются основным поставщиком мясопродуктов в России для американской сети «Макдональдс». При этом все «забывают», что министерством образования США официально разрешено давать своим детям в качестве завтраков и обедов гамбургеры и прочие сэндвичи. Но тем же приказом категорически запрещено угощать этими продуктами чужих детей.

То есть это указание можно понимать так: за жизнь и здоровье своих детей пусть волнуются родители. Но причинение вреда жизни и здоровью чужих детей, помимо личной ответственности, может повлечь за собой еще и уголовную.

Так что появление кафе «Макдональдс» в Ульяновске совершенно не радует. Для кого-то это может и выгодно. Но вот только расплачиваться за все придется детям. Форма оплаты – здоровье!

Похоже на то, что в Ульяновске лозунг «Все лучшее – детям» понимают с точностью до наоборот.