Александр Рыжухин – студент политехнического университета. Осваивает специальность менеджера по управлению персоналом и организации. Учебу оплачивает сам. Каким же образом нынешние студенты зарабатывают деньги? Открою секрет: у Александра Рыжухина редкая и довольно экзотическая профессия. Он – промышленный альпинист.

 Все началось, когда я еще учился в школе, – говорит Саша. – В один прекрасный день друг пригласил меня на тренировку к странным людям, которые умеют вязать узлы, вешать веревки, лазить по деревьям. Я сначала не хотел идти, но он меня уговорил, и я согласился. Так мы пришли в клуб «Сплав». Он тогда располагался в подвальчике одного из домов Верхней Террасы.

Смотрим, сидит дяденька бородатый, по стенам фотографии горные висят, звучат песни Высоцкого, в углу снаряжение лежит. Потом была первая тренировка. Она проходила в лесу. Мальчишки и девчонки лазили по оврагу, учились вешать веревки, вязать узлы. Меня это так «зацепило», что первое время даже школу иногда прогуливал – так хотелось побыстрее на тренировку. Впрочем, на оценках прогулы не сказывались. Учился я хорошо, без троек.

И вот – первый горный поход. Было так тяжело, что из-за этого все остальные чувства притупились. Я не замечал красоты гор, согнувшись под рюкзаком. Наверное, просто мало тренировались, слабо подготовились. Зато понял, что с горами шутки плохи, что поход (пусть даже первой категории сложности) – не прогулка. Это спорт – и еще какой! Сегодня у меня первый разряд по горному туризму и третий по альпинизму. Мне повезло. Я занимался у самых лучших тренеров. Каждый из них делился своими секретами. Хочу сказать огромное спасибо Василию Сапрыкину из клуба «Горизонт» (мы называли его дядя Вася) и заслуженному мастеру спорта международного класса, альпинисту России Виктору Колесниченко. Из-за него я увлекся скалолазанием. Однако после службы в армии я все-таки вернулся в родной «Сплав», где и занимаюсь до сих пор.

А горы я полюбил. Хотя не могу сказать, что конкретно, что мне там особенно понравилось. В горах я впервые испытал какое-то смешанное чувство опасности и отделенности от цивилизации. Как бы там ни было, сходив один раз, я уже старался не упускать ни одной возможности снова там побывать. Каждое лето мы с ребятами из клуба собирали рюкзаки, уезжали на Кавказ и уходили в горы. В горах люди живут между собой дружно, всегда готовы прийти друг другу на помощь. Там иначе нельзя. К туристам тоже относятся доброжелательно, угощают арбузами, айраном, лепешками, сыром..

Однако я никогда не думал, что навыки, приобретенные в горных походах, пригодятся и в цивилизованном обществе. Тем не менее со временем мое увлечение стало приносить реальные деньги. Дело в том, что потребность в высотных работах была всегда. А вот работников можно было по пальцам перечесть. Сейчас, правда, их стало больше. Даже название дали особое – промышленные альпинисты. Промышленные альпинисты моют окна, помогают устанавливать вышки и монтировать антенны для сотовой связи, выполняют кровельные работы, заделывают межпанельные швы. И это в любую погоду – и в снег, и в дождь. Потому и оплачиваются высотные работы довольно дорого.

Что касается риска, то его в нашей профессии не больше, чем в любой другой. Если человек висит на веревке, это вовсе не означает, что он подвергает свою жизнь опасности. Просто нужно знать грамотно подойти к организации работ и помнить три правила страховки: она должна быть надежной, непрерывной и избыточной. То, что альпинисты – это люди, которые не боятся высоты – неправда. Страх – это нормальное врожденное чувство человека. Другое дело, что человек должен научиться контролировать свои страхи. А вот когда, преодолевая страх, человек получает удовольствие – это уже экстрим.

Сейчас многие молодые люди стремятся к тому, чтобы работа была не только источником материального благосостояния, но и приносила моральное удовлетворение. Оказывается, можно совмещать вещи, которые раньше казались несовместимыми. Сегодня многие специальности как бы «вырастают» из детских и юношеских увлечений. И вот у тебя уже работа, а не служба.

Я уверен, что альпинизмом буду заниматься всегда. Для меня это уже не просто работа или спорт – это образ жизни. Конечно, думаю и о серьезной карьере. Может быть, со временем открою свою фирму. Всю жизнь на веревке не провисишь. Но я хотел бы, чтобы альпинизм занимал большую часть моего времени. Мои мечты тоже связаны с альпинизмом. Мне нравится мечтать о чем-то глобальном. Например, покорить Эверест, самую высокую точку мира. Возможно, однажды так и случится…

Записала Елена Огнева.