«Симбирский курьер» в номере за 11 сентября уже поднимал тему роста цен на продовольственные товары. За прошедшие с того времени две недели продукты стали еще дороже, звонков в редакцию от возмущенных читателей еще больше.
Особенно заметно подорожало растительное масло.
Еще месяц назад литровую бутылку подсолнечного можно было купить в среднем за 30 рублей. Сегодня масло любой ведущей марки стоит не меньше пятидесяти. Молоко и молочные продукты также не отстают – цены на них выросли на 20-30 процентов. Стремительнее всего дорожают твердые сыры – в среднем на 50 процентов (сыр «Пошехонский» сурского производства, стоивший в августе 120 рублей, в начале сентября поднялся в цене до 160, сейчас он же – 185 рублей за килограмм).
По словам предпринимателей, повышение произошло абсолютно неожиданно, без всякого уведомления о причинах со стороны поставщиков.
Большинство производителей либо отказываются объяснять причины подорожания, либо ссылаются на общемировые тенденции. В числе объяснений, в частности, испытываемая в последние годы крупнейшими производителями сухого молока – Новой Зеландией и Австралией – засуха.
Губительной якобы оказалась и отмена Евросоюзом субсидий для молочных производителей, в результате чего европейские фермеры начали производить меньше молока. Каким образом рост цен на сухое молоко в Австралии отразился на дефиците производства сырого молока и его удорожании в России, правда, не объясняется. Версии эти тем более не выглядят состоятельными ввиду того, что цены в европейских магазинах на эти продукты остаются более-менее стабильными.
Вчера «Симбирский курьер» попытался получить комментарий по ситуации в Комитете по регулированию цен, тарифов и государственным закупкам Ульяновской области.
Ответ получить не удалось: процедура письменного запроса на имя руководителя с обязательным прохождением через пресс-службу облправительства занимает обычно не один день.
Все сходится к тому, что объективных причин роста цен на названные продукты питания нет. Другое дело, если они необъективные.
Цена на растительное масло, например, выросла под давлением ведущих производителей. Масложировая отрасль в России, считают эксперты, крайне монополизирована. В целом по стране четыре-пять игроков, которые формируют ценовую политику на всем рынке. Таким образом монополисты вынуждают уйти с рынка более мелких производителей. Однако за рыночные войны приходится расплачиваться простым потребителям.
Другая версия имеет явный политический окрас. Этим летом и осенью ценовой атаке подверглись продукты самой первой необходимости: хлеб за лето прибавил в цене в среднем три рубля, вслед за этим стали ускоренными темпами дорожать молочные продукты и растительное масло. Согласитесь, трудно найти более действенное оружие для взбудораживания населения. Вот только в чьих руках в преддверии выборов оказалось это оружие и с какой целью они спекулируют ценами на самые необходимые продукты питания, пока не ясно.