«Мы исправно платим за квартиру. С какой стати мы должны жить в грязи?» -один из наиболее частых вопросов, которые задают наши читатели. Вопрос справедливый. Городские власти с этим соглашаются и, получая жалобы от населения, регулярно наставляют шишки организациям, занимающимся уборкой мусора. Это повторяется из месяца в месяц, из года в год: приходят жалобы – мусор убирают. Вот только глобальных результатов почему-то не видно. ПОЧЕМУ?

Считать надо лучше!

Выходя на контейнерную площадку, никто не задумывается, что количество мусора в его ведре кем-то посчитано. На самом деле, чтобы рассчитать, сколько платить уборщикам мусора за их работу, во всем мире высчитываю «нормы накопления мусора». В Ульяновске нормой считается 1,25 кубометра с человека в год (100-200 литров в месяц). Вот только одна загвоздка – эту норму установили аж… в восьмидесятых годах, когда молоко разливали в бидончики, а бутылки из-под кефира и лимонада после употребления принимали обратно. Сегодня же каждая карамелька упакована в три бумажки, а бытовая техника (самый плотно упакованный товар) стала общедоступной благодаря кредитам. Так что даже бабуля с мизерной пенсией сегодня выбрасывает в полтора-два раза больше мусора, чем в далеком 89-м.

Простой пример из жизни Заволжья: на Нижней и Верхней Террасах проживают 51 тысяча 107 человек (данные на 1.01.2007). Живут себе и не знают, что по норме они должны выбрасывать около б тысяч кубометров бытовых отходов в месяц, которые должны помещаться в 8 тысяч 333 контейнера. На деле же ежемесячно мусоровозы увозят отсюда 12-12,5 тысяч контейнеров мусора, то есть в полтора раза больше! На языке бухгалтерии это называется «сверхлимит», плата за который не предусмотрена.

Делить надо разумно!

Выясняя, почему в Ульяновске невыгодно заниматься уборкой мусора, корреспонденты «МГ» обнаружили, что основная проблема – не в том, сколько денег собирается с населения, а в том, как они распределяются. Судите сами: мусоровоз вывез положенное по норме число контейнеров и больше работать не должен – за это ему не платят. Натыкаясь на мусор, люди звонят в «Молодежку». «Молодежка» обращается к мэрии. Мэрия бьет по голове главу управляющей компании. Та ругается с фирмой по вывозу мусора, угрожая расторжением договора… В итоге, когда свалки вырастают выше человеческого роста, владельцы мусоровозов все-таки едут и мусор вывозят. За свой счет.

Есть и еще одна странность. Тариф на услуги по содержанию жилья, как вы знаете, дробится на части. Например: житель стандартной 10-этажки платит за обслуживание квартиры 8 рублей 10 копеек с квадратного метра. Эти деньги делят между собой сантехники, слесари, дворники, мусорщики и управляющая компания. Так вот, сравните: на вывоз мусора из этих 8 рублей идет только… 34 копейки, а управляющая компания берет за свои «услуги» 80 копеек! Между тем, первым необходима дорогая техника, которую нужно ремонтировать, и горюче-смазочные материалы. А вторым нужно только штаны менять время от времени, чтобы не протер-

лись от сидения на месте. Разумно ли такое распределение средств?

34 копейки в море мусора

Чтобы было понятно, что такое 34 копейки, приведем еще пример. С 1 января в Железнодорожном районе мусором занималась тольяттин-ская фирма «Эко-Инком». Проработав полгода на нашем тарифе, она разорилась и свалила домой. К1 августа район остался без мусоровозов и за неделю утонул в грязи. Мэрии пришлось умолять бизнесменов из других районов выделить хотя бы две машины для бедствующей территории. Для нормальной же работы здесь необходимо как минимум пять!

– Чтобы купить эти пять машин, – объясняет руководитель одной из «мусороуборочных» фирм, – мне нужно 10 миллионов рублей. Допустим, возьму в кредит. Буду выплачивать по 350 тысяч в месяц. Плюс на зарплату водителям – около 150 тысяч, а ещё ГСМ, ремонт, страховка… А мне за мою работу платят максимум 350 тысяч в месяц. Ну, кто на это пойдет?..

Чиновники этого понимать не хотят. По информации «МГ», местным организациям, занимающимся вывозом мусора, недавно пригрозили, что, если они не начнут работать нормально, их заменят конкуренты из Костромы.

– Это глупо, – уверяют ульяновские владельцы мусоровозов.

– Сегодня Кострома соглашается на наши 34 копейки, но ставит условие: работать в городе будут только они. Наверняка, через несколько месяцев они поднимут цены раза в три (у них уже сегодня за вывоз мусора берут по 17,2 руб. с человека в месяц, когда у нас – около 5 рублей), и мэр никуда не денется, потому что к тому времени все бывшие конкуренты уже распродадут свою технику и займутся другим бизнесом.

Не за счет народа!

Что же делать? Чиновник, вероятно, сделает вывод: «поднимать тарифы». Конечно, чем головой подумать, всегда проще залезть в чужой карман. «Молодежка» утверждает: чтобы в городе был порядок, прежде всего, нужно, чтобы порядок был в чиновничьих мозгах. Мы предлагаем один раз разумно перераспределить деньги, собираемые с населения. Один раз пересчитать нормы накопления и установить для мусорщиков новый тариф. Только, повторяем, не за счет народа, не за счет поднятия квартплаты, а за счет тех статей расходов (например, «ремонт» и «управление»), с которых так или иначе приходится постоянно снимать деньги в экстренном порядке.

Чего мы добьемся? Как признаются в самих организациях по вывозу мусора, если тариф увеличить в полтора раза (до 51 копейки с метра), они смогут работать без сбоев. Если тариф увеличить в два раза, вывоз мусора станет настолько прибыльным делом, что уборщики будут драться за обслуживание вашего двора. И тогда Ульяновск станет чистым.