В минувший четверг в Большом зале Ленинского мемориала состоялось открытие 40-го концертного сезона Ульяновского государственного академического симфонического оркестра «Губернаторский» при участии Магнитогорской государственной академической хоровой капеллы им.
С.Эйдинова и хора студентов и преподавателей Ульяновского государственного университета. Под управлением заслуженного деятеля искусств РФ С.Ферулева была исполнена Девятая симфония Людвига ван Бетховена.
Первый выход на сцену после летнего затишья всегда несет в себе атмосферу праздника, но в этом году, отмеченном для нашего симфонического оркестра круглой датой, открытие сезона получилось особенно торжественным. И дело здесь не только в приветственных словах губернатора области С.Морозова и главного дирижера и художественного руководителя оркестра С.Ферулева и не в корзинах с цветами (что само по себе прекрасно!), но, главным образом, в самой музыке – это была встреча с величайшим созданием человеческого гения.
Исполнение Девятой симфонии Бетховена – всегда событие. В Ульяновске она звучала в последний раз, как вспоминают завсегдатаи симфонических концертов, лет 15 назад. Сетования по этому поводу неуместны – «симфония с хорами» (как было обозначено в программе на премьере в 1824 году) и не должна звучать часто. Девятой Бетховена не пристало находиться «на поверхности» репертуара, ее место – «в глубине» репертуарного списка. Это не просто музыкальное, но сверхмузыкальное произведение, духовное завещание композитора, несущее, как подчеркнул дирижер в беседе с корреспондентами, «большой общечеловеческий гуманистический смысл».
В своей последней симфонии композитор, обратившись к слову и введя хор, проложил новые пути для мирового музыкального искусства. С созданием Девятой, самого крупного и значительного его произведения в данном жанре, Бетховен открыл музыку для больших идей и всеобъемлющих концепций. Причем с такой властной и убедительной простотой, что ключевая музыкальная мысль симфонии – тема радости – ныне известна всем и каждому. Эту светлую ясную мелодию действительно могли бы запеть все люди, живущие на нашей планете… Поэтому Девятая симфония, идею которой композитор вынашивал на протяжении тридцати лет (от первого замысла положить на музыку «Оду к радости» Шиллера – до окончания симфонии), – до сих пор впереди нас, и человечеству надо еще до нее дорасти.
Инициатива обращения к Девятой симфонии принадлежала Сергею Владимировичу Ферулеву. По словам дирижера, ему приходилось исполнять все бетховенские симфонии, кроме Девятой, и работа над этой партитурой была для него в творческом плане чрезвычайно интересной. Симфония изобилует разного рода сложностями – значительные масштабы, резкие контрасты и повороты в развитии, строгая градация темпов. В ней как бы «вычерпываются до дна» динамические и выразительные ресурсы классического оркестра, который не столь уж и велик по современным меркам (нет переизбытка меди, из ударных – только литавры, к которым в финале прибавлен большой барабан). Кроме того, участие хора и солистов требует от дирижера умения работать с большим и разнородным составом исполнителей. Надо отдать должное С.Ферулеву – имея за плечами опыт работы в оперном театре, он справлялся со всеми трудностями и уверенно вел сквозь бурные волны бетховенской музыки этот большой корабль.
Нелегко приходилось и артистам оркестра – композитор мало заботился об удобстве исполнения. Вот, например, ответ Бетховена на одну из реплик недовольного музыканта: «Неужели вы думаете, что я помню о какой-то несчастной скрипке, когда со мной говорит дух и я пишу то, что он мне повелевает!». Партии разучивались тщательно, тем более что для молодых артистов оркестра это исполнение было первым.
Хор и певцы-солисты в финале Девятой симфонии выполняют очень ответственную функцию – они одушевляют слово, согревают музыку живым человеческим дыханием. «Радость, прекрасная искра небес!» поет солист, а вслед за ним вступает хор: «Обнимитесь, миллионы, слейтесь в радости одной». Конечно, шиллеровский текст звучал по-немецки, но музыка словно переводила его на общепонятный язык, и каждый слушатель мог мысленно присоединиться к поющим на сцене. В заключительной части финала инструменты оркестра буквально слились с певческими голосами в один мощный лучезарный хор, наполнивший зал светлым и радостным звучанием.
Для участия в исполнении бетховенского шедевра были приглашены два хоровых коллектива. Магнитогорская государственная академическая хоровая капелла имени С.Г.Эйдинова, коллектив хорошо знакомый С.Ферулеву по совместным выступлениям (но в Ульяновске они гастролировали более тридцати лет назад). Опытные музыканты капеллы буквально с одной репетиции включились в финал Девятой, который исполняли неоднократно. Приносим искреннюю благодарность этому замечательному коллективу, а также его художественному руководителю и главному дирижеру Надежде Ивановой. Понравились и певцы-солисты капеллы, которые достойно провели свои партии: лауреат Международного конкурса Виолетта Богданова, Ариадна Гусева, Сергей Лихобабин и лауреат Международного конкурса Валерий Муртазин.
Второй коллектив, также приглашенный дирижером, – хор студентов и преподавателей Ульяновского государственного университета, получивший за сравнительно недолгий срок своего существования (с 2001 года) звание «народный» и ставший лауреатом Третьего фестиваля университетских хоров в Ижевске. Руководит университетским хором доцент кафедры хорового дирижирования и вокала Лариса Филянина. Первое совместное выступление этого коллектива с Ульяновским государственным академическим оркестром состоялось в 2005 году (Кантата Чайковского «Москва»).
Затем последовало новое предложение – Девятая симфония Бетховена.
Студенты и преподаватели УлГУ (большинство участников не имеют профессионального музыкального образования) и, конечно же, руководитель хора отнеслись к столь лестному предложению с большим энтузиазмом, работали, не жалея сил. В результате заслужили одобрение дирижера уже на первой репетиции… Во время концертного исполнения, стоя на сцене рука об руку с певцами-профессионалами, они не только прошли школу исполнительского мастерства, но и поверили в свои певческие возможности. Не будем забегать вперед, но планы на будущее – участие университетского хора в исполнении крупного вокальносимфонического произведения – уже намечены. Прежде чем поставить точку, выскажем пожелание о создании в нашем городе хоровой капеллы, тем более что хоровые силы в городе имеются. И тогда концертная жизнь Ульяновска обогатилась бы великолепными произведениями хоровой и вокально-инструментальной музыки.