(из жизни ульяновских староверов)
Раскол Русской Православной Церкви, произошедший в 17 веке стараниями Патриарха Никона, породил на свет старообрядцев, или староверов, как их еще называют. Что интересно, старообрядчество живо по сей день. В том числе и в наших краях.
Не платье, но тело
– Заходите-заходите. Спрашивать, что ль, чего будете? А вы погодите, сперва вот я вас спрошу. Ну-ка, скажите, видели вы когда-нибудь икону с тремя перстами? – так прямо с порога встретила нас Антонина Петровна Федорова из общины староверов села Кувшиновка.
Пресловутое двуперстие – камень преткновения церковного раскола – Антонина Петровна быстренько разложила нам, что называется, по пальцам:
Вот, – говорит, – два перста – Бог и человек. Так Иисус завещал. Так молились апостолы, святитель Никола Чудотворец, Василий Великий, Иоанн Златоуст и другие святые. А еще при крестном знамении надо нажимать пальцами на тело. Ведь не платье себе крестите, а тело свое. Чтоб ему, телу, внятно было, ощущаемо.
Бабы рожают, бабы крестят…
– Мне 71 год, а я никогда не была в церкви, – говорит баба Тоня. – Но и я, и дети мои, и внуки, и даже правнуки – все как один крестились. Мы обряд крещения дома проводим. Кто крестит-то? А любой, в ком талант к этому делу имеется. Это уж от Бога. Я вот, к примеру, и крестила, и венчала, и отпевала не раз…
Из разговора с Антониной Петровной сложилось впечатление, будто в рядах кувшиновских староверов царит матриархат. Женщины здесь бойкие, темпераментные и инициативные, в то время как мужчины – малоразговорчивые работяги. Вот и супруг Антонины Петровны, Иван Ефремович, оказался немногословным. Больше говорила хозяйка:
– Нас еще в 1955-м венчала местная наставница – Лукерьей Степановной звали, царство ей небесное. Да и сама я потом… Да я уж, вроде, говорила об этом. В общем, приходилось мне совершать обряды. А вон, под столом, посудину видите? Это купель. В ней еще моего прапрадеда младенцем крестили. Представляете, сколько ей лет? Мы и в Свияге крестим детей, она тут неподалеку – вроде как наш местный Иордан.
«Неправильные» покойники
Не раз приходилось Антонине Петровне и покойников отпевать. Кстати, стоит отметить такой факт. Когда мы, по телефону, разыскивали в Кувшиновке староверов, нам сказали: «Да, есть такие, у них и обряды свои, не как у нас. Даже покойников они хоронят по-своему». Мы, не знакомые с древлеправославными обрядами, еще подумали: интересно, как это – «по-своему», неужто же… сидя? А когда задали этот вопрос Вере Андреевне Лебедевой, еще одной староверке из Кувшиновки, она чуть не рассмеялась, после чего пояснила:
– Да что вы, «наши» покойники так же в землю ложатся, как и «ваши». На кладбище, в гробах, по всем православным канонам… по истинным – древлеправославным, тем, что до Никона были. А впрочем, особых различий тут нет. Единственное, «наших» покойников мы кладем головой к порогу – так, чтобы они «смотрели» на иконы. А иначе ведь отлучит их Господь от себя. Никого не хочу обидеть, но получается, что «ваши» покойники – отлучники, «неправильные», что ли, согласно старой вере.
Женись хоть на марсианке…
Возможно, лет сто назад в среде старообрядцев не приветствовались браки с представителями (или представительницами) иных вероисповеданий. Теперь же всё обстоит иначе, как бы это сказать, гибко. Примерно так выразила идею терпимости уже знакомая читателю Антонина Петровна Федорова. И добавила:
– Родители мои, Евдокия Абрамовна и Петр Родионович, так и поженились. То есть, я хочу сказать, что мама была «вашей», а батюшка – из старообрядцев. И вот, чтобы венчаться, мама приняла веру отца. Теперь с этим проще. Женись хоть на мусульманке, хоть на японке, да хоть на марсианке. Никаких нареканий это не вызовет. Но если пойдут дети, то уж они-то непременно должны быть окрещены в старой вере.
P.S.
У симбирских староверов есть наставник. Должность – что-то вроде владыки Прокла для «наших» православных. Зовут его Павел Васильевич Аринин.
А местная Епархия Русской Православной Церкви нас, к сожалению, не принимает. Ведь нынешние православные не знают всей истории. А насколько я себя помню, своих родителей, дедов – мы, староверы, эту историю по крупицам сохраняли.