Жительница Ульяновска Лариса Ивановна Захарова обратилась в общественную приемную губернатора, а затем и лично к Сергею Ивановичу Морозову с просьбой публично выступить по поводу произошедшего повышения цен на продовольственные товары, поскольку именно это событие, на ее взгляд, является наиболее значимым для большинства жителей региона. В своем письме Захарова просит губернатора прокомментировать прошедшую по центральным телеканалам информацию о том, что стоимость продуктовой корзины в Ульяновске – 1384 рубля, одна из самых низких в России.

Пока на письмо Захаровой ответил только министр экономики Ульяновской области Владимир Шерин. Полагая, что ответ министра на такой социально значимый вопрос может быть интересен значительной части горожан, Лариса Ивановна передала его в «СК». Хотя, призналась она, лично ее письмо министра не только не удовлетворило, но и оставило в недоумении.

«Уровень цен на продовольственные товары в 2007 году стал выше за счет повышения цен на ряд основных продуктов питания, – с этой фразы Шерин приступает непосредственно к сути проблемы. – Следует не забывать о том, что рост цен на продовольственные товары носит во многом сезонный характер. По окончании уборки урожая рост цен на некоторые продукты питания приостановится. Что и произошло уже с овощами: после роста в первом полугодии 2007 года в августе цены на них снизились на 28,6 процента.

Следует учесть, что рост потребительских цен – закономерный спутник развития в рыночной экономике. Попытки заморозить цены, как это было в плановой экономике, приведут к дефициту, очередям, талонной системе, то есть не к лечению инфляционной болезни, а к подавлению ее симптомов, переводу из открытой формы (рост цен) в скрытую (дефицит при стабильных ценах).

Губернатору и правительству области удалось не только приостановить рост цен на хлебобулочные изделия, но и снизить его стоимость, предложив торговым сетям установить минимальную торговую наценку на социальные сорта хлеба, а соответствующие затраты компенсировать за счет других, социально менее значимых товаров (например, алкоголя).

Также правительством Ульяновской области практикуется увеличение доходов социально незащищенных граждан, помощь в виде «продуктовых наборов», бесплатного (или льготного) питания, компенсации оплаты жилищно-коммунальных услуг, проезда в общественном транспорте и так далее. С 1 сентября 2007 года для работников областных бюджетных учреждений размер оплаты труда повышен на 15 процентов».

«СК» тему повышения цен на продовольственные товары за последний месяц поднимал несколько раз. В частности, мы писали, что, по мнению экспертов, одна из причин роста цен на продовольственную продукцию – это монополизацияотрасли, приход в регион крупных торговых сетей, вытеснение ими с рынка среднего и мелкого бизнеса, в том числе местного.

Объясняя рост цен на продукты исключительно особенностями рыночной экономики, власть, таким образом, полностью устраняется от проблемы на том основании, что от нее ничего не зависит. Специалисты Центра защиты прав потребителей убеждены, что в руках у местных властей есть мощный рычаг влияния на ситуацию. Это ставки арендной платы на недвижимость и на землю, возможность создавать условия для прихода на рынок мелких производителей.

– Выросли цены на сыр и сливочное масло?

Можно проанализировать, почему выросли и как на эту ситуацию можно повлиять, – говорит руководитель Центра защиты прав потребителей Григорий Каленов. – Давайте откроем несколько магазинов, которые занимаются реализацией этой продукции. Давайте посмотрим, какая поддержка и помощь нужна тем людям, которые хотят производить эту продукцию. Это будет во всех отношениях на пользу потребителю. Мелкий предприниматель нередко выпускает более качественную продукцию, потому что небольшое производство – это совершенно иная технология изготовления, другие продуктовые ингредиенты, как правило, более натуральные и полезные для здоровья.

Создание особых условий для определенной категории бизнеса не будет являться нарушением антимонопольного законодательства, если на местном уровне будет принят соответствующий закон.

Монополизация рынка, на взгляд специалистов, все больше и больше будет давать негативные последствия.

Только крупный производитель может заплатить «входную плату» в супермаркет и расставить свой товар так, как ему выгодно.

Мелкий остается за порогом. Для потребителя ограничение в предложении товаров означает только одно: при ухудшающемся качестве увеличивающиеся цены.

– Когда англичане поняли, что их супермаркеты начинают давить мелкие магазины и мелких производителей, они законодательно ограничили их деятельность, чтобы мелкий бизнес не ушел. Создали такие условия, чтобы мелкий бизнес мог работать с крупным хотя бы наравне, говорит Григорий Каленов.

Последствия монополизации в сфере торговли продовольственных товаров наглядно иллюстрирует ситуация на улице Гончарова и прилегающих к ней улицах. Когда-то здесь располагались магазины «Ласточка», «Диета», недалеко от нее – молочный магазин, далее «Минутка», овощной магазин. Теперь их нет.

Как результат: серьезное уменьшение торговых площадей, снижение предложения, рост цен… И беда для жителей центра. Конечно, прежде всего для тех, кто живет небогато и в силу возраста, состояния здоровья и других обстоятельств не может покупать продукты на рынке или в других районах города.

Истоки этой печальной для потребителя ситуации очевидны: в самом центре города, где ставки арендной платы на недвижимость и на землю особенно высоки, работают только «сетевики».

«Закономерным спутником развития в рыночной экономике» (цитируем министра Шерина. – Ред.) все-таки должен быть процесс во благо потребителя, а не наоборот, считают специалисты. Почему на деле все происходит иначе, и что необходимо, чтобы ситуация изменилась?

– С моей точки зрения, это требует некоторой корректировки понимания власти, – говорит Григорий Каленов. – Жители должны знать, что власть существует для того, чтобы делать их жизнь комфортной и удобной. А сама власть должна прийти к пониманию своей функции «по президенту Рузвельту», который считал себя наемным специалистом, и не более.