В осуществлении сделок между гражданами по продаже и обмену жилплощади значительную роль играют теперь агентства недвижимости и риэлторы. Большинство людей, занятых в этой сфере, > люди наверняка честные и добросовестные. Вместе с тем немало случаев, когда совершаемые ими сделки носят чисто криминальный характер. Подтверждением тому может служить поучительное гражданское дело, которое недавно было рассмотрено в Засвияжском районном суде.

Суть дела такова. Некто Николай Кошкин обратился в суд с иском к комитету по управлению городским имуществом администрации Ульяновска и к гражданке Галямутдиновой о признании сделок, совершенных с квартирой № 5 в доме № 58 по улице Отрадная, недействительными и выселении из этой квартиры лиц, в ней проживающих. В своем заявлении Кошкин указывал, что он как квартиросъемщик в приватизации квартиры не участвовал, согласия своей бывшей супруге на продажу квартиры не давал.

Рассмотрение дела в суде проходило глубоко и тщательно. Делались запросы в другие регионы, проводились почерковедческие экспертизы.

Было допрошено много свидетелей.

И в результате выяснилась следующая картина.

В начале августа 2004 года Лиана Галямутдинова, прибывшая с семьей в Ульяновск из Туркменистана, решила приобрести жилье. Она обратилась в одно из агентств недвижимости, где ей была предложена трехкомнатная квартира по улице Отрадная. Темпы ее приватизации были похожи на скорость курьерского поезда. Представитель Любови Кошкиной по ее доверенности 27 июля 2004 года обратился с заявлением в отдел приватизации. 11 августа, то есть через 14 дней, квартира уже была оформлена в собственность, а спустя еще 15 дней – продана.

Продавал квартиру представитель агентства, у которого на руках имелась доверенность ее хозяйки.

После вселения на жилплощадь новой владелицы возникла проблема.

В квартире был прописан (зарегистрирован) гражданин Кошкин. Представитель агентства по недвижимости эту закавыку решил просто. Он представил Галямутдиновой заочное решение суда о том, что Кошкин снят с регистрационного учета как лицо, утратившее право проживания в проданной квартире.

После этого семья Галямутдиновой жила без каких-либо потрясений, пока в суд не обратился упомянутый выше Кошкин. Его показания в ходе процесса достойны детектива. Вместе со своей женой Любой он проживал до августа 2003 года. После возникшего спора они разошлись и решили пожить отдельно, чтобы в будущем, возможно, опять сойтись.

Он уехал сначала в Вологодскую область к своим родственникам, где зарегистрировался на временное проживание. Потом ему стало известно, что его бывшая жена после приватизации без его участия квартиры и ее продажи была убита в одном из районов Ульяновской области.

Проверяя доводы Кошкина, суд установил, что от своего права на приватизацию квартиры, в которой он ранее проживал и, по его заверению, оставался прописанным, истец не отказывался. В материалах дела о приватизации имелось уведомление нотариуса города Пушкино Московской области о том, что Кошкин якобы отказался от участия в приватизации жилья в пользу своей бывшей супруги. Но уведомление оказалось поддельным. Кошкин никогда в Пушкино не проживал.

Еще большее удивление у председательствующего, разбиравшего дело, вызвало то, что решение суда от 1 ноября 2004 года, по которому Кошкин был снят с регистрационного учета в своей квартире, оказалось тоже поддельным.

При таких обстоятельствах суд иск Николая Кошкина удовлетворил.

Документ о приватизации квартиры был признан недействительным.

Договор купли-продажи спорной квартиры между представителем бывшей жены Кошкина и гражданкой Галямутдиновой также признали недействительным, и квартира передана в собственность муниципалитету. Галямутдинова и члены ее семьи по решению суда выселены.

Деньги, естественно, ей никто уже не вернет.

С таким решением районного суда Лиана Галямутдинова не согласилась и обжаловала его в облсуд.

На днях судебная коллегия по гражданским делам областного суда рассмотрела эту жалобу и оставила без удовлетворения. Более того, областной суд вынес частное определение в адрес правоохранительных органов об ускорении следствия и решении вопроса об уголовной ответственности лиц, виновных в подделке документов. Все эти лица указаны в решении Засвияжского райсуда, которое вступило в законную силу. Ввиду того, что расследование по уголовному делу продолжается, их имена мною не указаны.

Вот такие бывают истории, связанные с приобретением недвижимости, когда покупатели должны быть особенно бдительными и внимательными, взвешивать даже не семь раз, а, наверное, все семнадцать.