В Ульяновске создан знаковый прецедент: жильцы дома по улице III Интернационала, 6, которые первыми в городе передали свой дом в управление частной компании, первыми же решили разорвать узы этого управления. Соответствующее исковое заявление было подано на минувшей неделе в Железнодорожный районный суд Ульяновска.
Решение уйти из-под крыла управляющей компании (УК) Ленинского района и заключить договор с ООО «Стройцентр ЛЮН» жильцы дома по улице III Интернационала, 6 приняли еще в ноябре-декабре 2005 года, то есть практически сразу, как был принят новый ЖК. Подуставшие от услуг муниципальной «коммуналки» люди решили поискать лучшей доли, и поначалу у них все получилось. Глава частной компании казался им единомышленником и лицом, заинтересованным в успехе дела. 1 марта 2006 года между жильцами и «Стройцентром ЛЮН» был заключен договор управления домом.
Разочаровываться в своем выборе жители начали постепенно. Кто-то наконец вчитался в текст договора и понял, что частник ввинтил в него пункт, предусматривающий троекратный, по сравнению с общепринятым, размер пеней за несвоевременное внесение квартплаты. Потом люди обнаружили, что платят за тепло больше, чем жильцы домов, оставшихся под управлением муниципальных компаний.
Главное, что частная компания практически не занималась домом никакого ремонта и обслуживания.
Возникли вопросы: «За что платим?» и «Куда идут деньги?». Деньги, кстати, «шли» напрямую в кассу «Стройцентра ЛЮН», а не в кассу РИЦ, как это бывает обычно.
В январе 2007 года по инициативе жильцов была собрана ревизионная комиссия, генерального директора компании призвали к отчету. В результате выяснилось, что «Стройцентр ЛЮН» не может отчитаться перед жильцами за 90 тысяч рублей – нет никаких документов.
Попытка призвать нерадивых «коммунальщиков» к порядку с помощью власти, и, в частности, комитета ЖКХ, провалилась с треском.
Власть сказала: вы под частниками, мы в стороне.
Тут жильцы забеспокоились не на шутку: дом старый, если его не поддерживать в порядке, то через пару лет коммуникации полетят. И что тогда? Начали действовать: собирали собрания, официально обращались к УК, просили, требовали, заявляли…
С нулевым эффектом. Так у большинства собственников квартир созрело решение от услуг ООО отказаться и вернуться в УК Ленинского района.
Но это оказалось не так-то просто.
– Для того чтобы уйти из «Стройцентра ЛЮН» и вернуться в управляющую компанию Ленинского района, нам пришлось собрать толстую папку документов, аргументирующих наше желание и право сделать это, – говорит Любовь Дзюбенко, подавшая иск в суд по поручению жильцов дома.
Но миром вопрос решить так и не удалось. Любовь Петровна говорит, что совершенно неожиданно для нее и ее соседей возвращению дома под управление УК Ленинского района воспротивился председатель комитета ЖКХ и энергетики мэрии Еремин. Тогда не оставалось ничего иного, как обратиться с иском в суд.
Соответствующее исковое заявление жильцам дома №6 по улице III Интернационала подготовил руководитель Центра защиты прав потребителей Григорий Каленов. Для «СК» он ситуацию прокомментировал так: со временем таких исков будет больше, потому что горожане не готовы пока решать судьбу собственного жилья, делать выбор; с другой стороны, полноценный рынок профессиональных частных управляющих компаний у нас так и не сформировался.
Более подробно эту тему с комментариями Каленова «СК» развил в апрельском номере под заголовком «Лучше вообще не выбирать». Сейчас прогнозы редакции сбываются.
Собственники жилья, поддавшиеся на агитацию власти и предпринимателей, начали пожинать плоды, причем горькие.
– Нельзя нам, жителям неновых домов, сейчас брать на себя ответственность за свое жилье, нельзя уходить под управление к небольшим частным компаниям, – говорит Роза Ахсянова, жительница дома №2 по улице III Интернационала.
Этот дом тоже оказался под управлением ООО «Стройцентр ЛЮН».
«СК» однажды уже писал, насколько курьезная там сложилась ситуация с выбором управляющей компании.
Получилось так, что в этом доме действовали две инициативные группы: одна собирала подписи в пользу вышеупомянутого ООО, другая – за УК Ленинского района. В итоге выяснилось, что часть жильцов проголосовала и за первых, и за вторых.
Когда их спросили, как это могло случиться, они ответили, что, в общем-то, и не разбирались, под чем ставят подписи. Дом ушел под управление частников только потому, что они опередили муниципалов в оформлении документов, генеральный директор «Стройцентра ЛЮН» лично собирал подписи…
Роза Ахсянова говорит, что сравнила два договора управления многоквартирным домом – ООО «Стройцентра ЛЮН» и УК Ленинского района. Первый ей показался крайне туманным и завуалированным. Но суть его она поняла: платежи жильцов могут увеличиваться по инициативе УК. Опять же возмутил пункт договора о непомерных пенях. Еще Роза Измайловна заострила внимание на пункте, который предполагал создание при доме собственной аварийной службы.
– У нас в доме 41 квартира, из них 30 – приватизированных. Какие же средства нужны, чтобы организовать собственную аварийную службу?! возмущается женщина.
Ахсянова не согласилась подписать договор со «Стройцентром» и по целому ряду других позиций. По закону в таких случаях стороны могут миром составить протокол разногласий, но «ЛЮН» от этой темы ушел.
Его оппонентка подала иск в суд, и дело выиграла. Теперь частная УК обязана подписать с Ахсяновой особый договор, откорректированный в ходе судебного производства.
Свою победу Роза Измайловна воспринимает только как шаг к решению основной задачи – отказаться всем домом от услуг ООО «Стройцентр ЛЮН» и вернуться к муниципалам. Теперь у нее много единомышленников среди соседей.
– Как бы там ни было, но городское ЖКХ все-таки поддерживало старые дома в порядке, – говорят Дзюбенко и Ахсямова. – Обследование, профилактика внутридомовых коммуникаций – все это при муниципалах было.
У жильцов домов, попавших под управление ООО, сегодня есть основания полагать, что компания «управляла» доставшимся ей фондом в пожарном режиме: собирала деньги, но договоров на содержание и ремонт жилья, скорее всего, никаких и не было. Поэтому и об обслуживании не могло быть речи. Тем временем старые внутридомовые системы приходили в негодность. Иллюстрация к этой версии – нынешнее начало отопительного сезона.
23 октября в доме №2 тепла еще не было. Нам сказали, что однажды попытка пуска горячей воды в систему предпринималась, но сразу случился порыв трубы. Глава ООО тут же собрал жильцов и объявил о сборе денег на ремонт – по две тысячи рублей. Народ возмутился, в итоге сошлись на тысяче. Мерзнуть никому не хочется – зима на носу.