История, ставшая достоянием всей России, случилась в июне. Десятилетняя школьница, Наташа Рыбнягина, из села Чертановка Кузоватовского района, пошла на пруд купаться. Внезапно дворовый пес Женька, любимец семьи, вцепился зубами в сланцы девочки: “Ты что с ума сошел?” – рассмеялась она. Но собака не отпускала Наташу. Резиновые сланцы так и остались в пасти Женьки. Девочка побежала на пруд босиком, а собака отчаянно завыла вслед, предчувствуя большую беду.

Драма на пруду

Единственная дочка в семье Рыбнягиных, не умела плавать, но купаться так захотелось, что мочи не было. Прыгнув с подружкой в воду, Наташа исчезла. Испугавшись, дети побежали по селу с криком: “Наташка утонула!”. Сосед Рыбнягиных, Николай Абрамов, удивший рыбу на пруду, прыгнул в воду. Его примеру последовал 25-летний Алексей Аверьянов. Но ребенка они так и не нашли. Очевидцы этой драмы утверждают, что прошло 20 минут, когда тело, опутанное рыболовной сетью, мужчины подняли на поверхность. Наташа уже не дышала.

Вначале пострадавшую повезли в Кузоватовскую ЦРБ. Но там не было даже аппарата искусственного дыхания. Врачи областной многопрофильной больницы примчались на помощь в реанимобиле только через несколько часов. Дверь реанимации захлопнулась за ними днем, а открылась только в полночь. Усталые медики сказали: “Шансов на жизнь – ноль”. Когда Наташу все-таки привезли в Ульяновск, то все колоссальные усилия специалистов областной детской многопрофильной больницы, сводила на нет клиническая смерть. Девочка ее пережила трижды: в организме из строя вышли все системы жизнеобеспечения: сердце, легкие, почки. Сознание вернулось к ней в день рождения, когда Наташе исполнилось 11 лет: “Если выживет, будет слабоумной”, – намекнули медики почерневшей от горя матери.

Из областной детской Наташу в инвалидной коляске перевели в детскую городскую больницу на улицу Л. Толстого. Так на долгое время она стала пациенткой Галины Петровны Котковой, заведующей отделением неврологии для детей старшего возраста. Выздоровевшие пациенты и их родители, рассказывают о ней легенды. И в них нет преувеличений: Коткова – прекрасный, одаренный врач и замечательный и очень скромный человек.

Последняя надежда

Если сказать Котковой, что она совершила подвиг, подняв на ноги безнадежную больную, она не согласится: “Я лечила ее не одна”. Девочке возвращали здоровье профессор УлГУ Виктор Машин, врач-физиотерапевт Наталья Коновалова, массажист Наталья Струева. Но “первой скрипкой” несомненно была Галина Петровна. Даже ничего не понимающий в медицине человек может слушать Коткову часами. Ей бы писать популярные книги о детском здоровье, но у Галины Петровны одна цель – помочь больным детям. Причем, тяжело больным, капризным, вредным и непослушным.

Когда о спасенной девочке, 20 минут пробывшей под водой, узнали в Москве, то известный телеведущий Андрей Малахов пригласил на свою передачу не только Наташу и ее мать, но и Коткову. Галина Петровна не захотела светиться на телеэкране. У нее на все случаи жизни одна причина: “Много больных детей”.

Пролечив три года девочку, заведующая без особой гордости говорит, что Наташа теперь почти здорова, неплохо учится, ходит на дискотеку. И живет, как все нормальные подростки. А у Галины Петровны – новые больные, в которых она вкладывает всю душу. Те, кто лечился у нее хоть раз, после держатся за Коткову, как за последнюю надежду.

Завидовать такой привязанности к ней – трудно. Диагнозы детей от 5 до 15 лет, страдающие поражениями центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата, лучше бы вообще не знать – эпилепсия, порезы, параличи, невриты. 40 процентов маленьких пациентов страдают сильными головными болями, в том числе мигренью. “Сегодняшняя жизнь настолько тяжела и сложна, что дети, сами того не желая, уходят в болезнь. Возвращать их оттуда всегда трудно”, – говорит Галина Петровна. Она никогда не произносит «мой опыт работы” или “мои знания”, ей некогда и неинтересно думать о собственных заслугах. Любого собеседника удивит ее собранность и настрой только на работу.

Увлеченность профессией передалась и детям: 25-летний сын работает военным врачом, а 19-летняя дочь учится в Самарской медицинской академии.

Лечить – с любовью

Больница сводит вместе детей разного возраста, из разных социальных слоев, с разным уровнем умственного развития. Если родители видят своих чад несколько часов в сутки, то в больнице перед врачами проходит вся их жизнь. Чтобы хорошо лечить, детей нельзя не любить – это заповедь медиков. Но как любить какого-нибудь шестилетку, который в больнице не расстается с сигаретой? А что делать с малолетками, для которых мат в разговоре – обычное дело? Чем наказать подростков, обижающих дошколят? Кроме разговоров с их родителями, – ничем. Но редко, кто из матерей и отцов признает своего ребенка виноватым. Грозят Котковой жалобами в прокуратуру или милицию…

Сейчас в отделении Котковой на 50 коек всего два врача: она сама и ее молодая коллега. Детям не объяснишь, что при такой нагрузке лечить тяжело. И не только лечить, но и жалеть, воспитывать. Успевать контролировать, что смотрят по телевизору? Один “любитель” мультиков, вместо сказок, тайком включал MТV, где откровенный секс перемежается с непристойностью, а говорил, что хочет посмотреть детские передачи.

Родители многих детей не меньше поражают своей странностью, чем их чада. Предъявляя к врачам немыслимые требования, после выписки и пальцем не пошевельнут, чтобы продолжить лечение в поликлинике. На повторный курс приходят запущенными – вот и начинай все с начала. Да еще и обижаются на врача…

Как же часто мы раним душу тех, кто сделал для нас так много.