Выборы 2 декабря стремительно приближаются. Поэтому, всяк на свой лад, пытается использовать предвыборную ситуацию. Кто-то пытается обращаться к кандидатам с просьбой помочь решить бытовые проблемы, кто пытается митинговать. А кто-то активизирует подковерную борьбу для получения желаемого.

Земля – епархии

25 октября в Гордуму обратилась с письмом Симбирская епархия. В письме Владыка Прокл просит Гордуму оказать содействие в передаче епархии в бессрочную аренду 3 074,1 кв. м. земли в Ленинском районе, в сквере памятника Карлу Марксу.

Сдача земли в аренду – прерогатива исполнительной власти. И с мэрией Ульяновска, скорее, всего, вопрос решен. В Думу епархия обратилась потому, что это уже вторая попытка овладеть вожделенной землей в центре города и начать строительство Троицкого собора. Поскольку первая попытка завершилась скандалом, а строительство было остановлено, епархия желает на этот раз дополнительно подстраховаться. Дабы понять, что может произойти, если чиновники и депутаты удовлетворят просьбу епархии, нужно вспомнить обстоятельства скандала 2005 года.

Как это было

Разрешение на строительство Троицкого собора епархия получила от генерала Шаманова накануне выборов в 2004г. Решение было принято «келейно». Сами работы начались в феврале 2005г. и вызвали протест жителей Ульяновска, которые организовали несколько пикетов. В них участвовали студенты, музейные работники, участники войны, коммунисты, представители исламских и общественных организаций. Они требовали остановить строительство собора на Венце, где сложился историко-архитектурный ансамбль современного Ульяновска.

Кроме того, после устройства Куйбышевского водохранилища резко изменился уровень грунтовых вод и сейчас весь участок Венца является опасным с точки зрения геологии. Решить эту проблему не помогут ни буронабивные сваи, ни самые мощные фундаменты, а о забивке бетонных свай (их нужно 500-600 штук) не приходится и говорить – оползень мог случиться только из-за сотрясения грунта. С первых дней строительства во Дворце книги от сотрясений грунта по потолку пошли трещины. Осыпалась штукатурка в здании гимназии, появились трещины в старинном здании сельхозакадемии.

Строительство здесь чревато и обострением национально-религиозных отношений. Мусульмане протестовали, потому что на этом месте есть древнее булгарское захоронение. Категорически были против археологи: под площадью Ленина находится большой не исследованный культурный слой. Здесь могут оказаться культурные пласты даже тех времен, когда в Поволжье еще не было ни финно-угров, ни булгар, ни русских. Именно здесь располагался Симбирский кремль, построенный в XVII веке. Коммунисты не хотят, чтобы храм оказался между памятниками двум воинствующим атеистам – Марксу и Ленину. А простые горожане просили отдать деньги на помощь детским домам, которым хронически не хватает выделенных бюджетных средств.

Кстати, о деньгах

В 2005г. не было никакой ясности, во что обойдется строительство, какими средствами располагает епархия, на какие дополнительные источники она рассчитывает. Владыка Прокл тогда утверждал, что собор будет стоить всего 110 млн. рублей. При этом строители утверждали: чтобы не нанести вред окружающим зданиям, они будут использовать особые технологии. Значит и особо дорогие? Кроме того, помимо храма, планировалось построить звонницу, газовую котельную, общественный туалет, платную автостоянку. Как позже выяснилось, стоимость внутреннего убранства храма не входила в 110 млн. рублей. Один только иконостас может обойтись в сумму, равную сумме потраченной на все строительство! Опыт строительства подобных храмов в других городах показывает, что они обходятся в 1,5-2 млрд. рублей.

Директор Фонда возрождения Троицкого собора Николай Пронин тогда утверждал, что собор будет строиться на пожертвования. Но деньги никто не торопился вносить. По заявлению экс-губернатора Шаманова в фонд строительства нефтяником Гуцериевым, киномагнатом Михалковым и другими лицами было передано почти 40 млн. рублей. Были ли они на самом деле и. если да, то куда делись, осталось тайной. По крайней мере, на пресс-конференции перед началом строительства владыка Прокл говорил, что, у фонда есть только 6 млн. рублей! Вероятно, организаторы строительства надеялись, что, разворотив имеющийся в центре города архитектурный комплекс и остановив стройку из-за отсутствия денег, они добьются выделения средств для завершения строительства из областного бюджета?

Позже Владыка Прокл, приглашенный на заседание ЗСО, вместо внятных пояснений на вопросы депутатов о том, почему храм необходимо строить именно на площади Ленина и на какие средства, отвечал весьма просто – это не ваше дело. В итоге 18 депутатов поддержали обращение к губернатору о прекращении строительства. Губернатор Сергей Морозов издал распоряжение о приостановлении строительных работ. После этого Владыка Прокл более не присутствовал на официальных мероприятиях обладминистрации, все договоренности о совместной деятельности были фактически аннулированы.

Церковный долгострой

С одной стороны, владыку Прокла можно понять. За годы Советской власти в Ульяновске были уничтожены десятки храмов. Их сейчас остро не хватает конфессии. Но с другой стороны, сегодня остается недостроенным храмовый комплекс Иоанна Кронштадсткого на Верхней Трассе. В конце 80-х здесь велось бурное строительство. Однако к середине 90-х годов, после того как в нескольких десятках метров от строящегося храмового комплекса выросли роскошные особняки отца Владимира и дьякона Павла, стройка почти не ведется.

Другим объектом долгостроя стал Спасо-Вознесенский собор на пересечении ул. Минаева и 12 сентября. Строительство храма, то затихая, то возобновляясь, тянется уже почти 15 лет по двум причинам. Первая – острый недостаток денег. Вторая – личный конфликт между строящим храм отцом Алексием Скала и Владыкой Проклом. По мнению отца Алексия: «если именно нереальный проект возрождения Троицкого собора найдет поддержку во властных структурах, то строительство Спасо-Вознесенского собора придется прекратить – ни город, ни область сразу два собора просто “не потянут”. И тогда сотни тысяч народных рублей вместе с фундаментами собора придется просто зарыть. Стыдно будет перед людьми – и за себя, и за неразумное начальство».

Еще епархии предстоит восстановление Германовской церкви, переданной ей недавно по решению суда. Это тоже потребует колоссальных средств. К тому же Германовская церковь ранее действовавший храм. А вот Троицкий собор будет обычным новоделом. Он будет меньше настоящего, внутреннее убранство храма тоже будет иным, построен он применением современных материалов. Так что от настоящего Троицкого собора останется лишь название. Но очень дорогостоящее.

Денежный блеф

Владыка Прокл явно надеется на то, что депутаты гордумы, желая получить поддержку епархии на выборах, дадут свое согласие на новое строительство. Как будут развиваться события, покажет время.

Однако на этот раз епархия к предстоящей битве за землю подготовилась куда более основательно. Еще в 2005г. в Москве состоялся съезд церковной общественности, который в своей резолюции пообещал ульяновским властям разборки по поводу запрещения строительства собора. А в обращении в Думу сказано, что шефство над строительством Троицкого собора берет на себя «Клуб Героев Советского Союза, Героев России и полных кавалеров ордена Славы». Понятно, что у ветеранов-фронтовиков нет 1,5-2 млрд. рублей на строительство храма в Ульяновске и взять такие деньги им негде.

Надеемся, что Гордума примет, как просит Владыка Прокл, справедливое решение по этому вопросу. Справедливое, прежде всего, в отношении здравого смысла, пользы для города и интересов горожан.

ВРЕЗ

Свято-Троицкий кафедральный собор был построен как храм-памятник в 1827-1841 годах в память победы в Отечественной войне 1812 года архитектором Коринфским. Разрушен в 1936 году.