Социально политическая ситуация в Ульяновской области накануне выборов Государственной Думы РФ стала главной те мой социологического исследования, проведенного Межрегиональным центром системных исследований и прогнозирования (МЦСИП) «Перспектива».

В ходе исследования, проведенного с 7 по 9 ноября, было опрошено 1560 респондентов в 25 населенных пунктах Ульяновской области.

По словам директора МЦСИП «Перспектива», руководителя проекта Валентины Шуваловой, потенциальная избирательная активность ульяновцев осталась примерно на том же уровне, что и на прошлых выборах в Госдуму: в ходе опроса изъявили совершенную определенность участвовать в голосовании 52 процента респондентов. При этом 10 процентов являются устойчиво пассивным электоратом, 30 процентов еще не определились по вопросу участия или неучастия в выборах.

МЦСИП «Перспектива» проводил социсследования в целом ряде регионов России, что позволило выделить ряд характерных особенностей предвыборных настроений жителей Ульяновской области. Для ульяновцев характерен высокий уровень определенности ! 78 процентов взрослого населения в разной степени уже определилось в своих предпочтениях к партиям, 13 процентов заявили о том, что если и будут участвовать в выборах, то до сих пор не знают, за кого отдать свой голос, каждый десятый из опрошенных решительно не желает участвовать в выборах и определенно не будет ни за кого голосовать.

Ульяновской области свойственна и очень высокая поляризация электорального поля, когда лидирующее положение с большим отрывом занимает одна партия, а все остальные находятся на периферии.

По словам Валентины Шуваловой, такую поляризацию вряд ли стоит считать нормальной, поскольку она свидетельствует о монополизации выборного процесса партией-лидером и создании ситуации «выборов без выбора». МЦСИП «Перспектива» для большей наглядности использует практику составления рейтинга в двух вариантах. Так называемый «мягкий» прямой рейтинг учитывает позиции каждой партии в избирательных предпочтениях от общего числа потенциальных избирателей (рисунок №1). Позиции партии «Единая Россия» в нем достаточно высоки (53 процента), что соотносится с данными других социологических служб. Показатели же других партий, считают в «Перспективе», при этом занижаются на 3-5 процентов. По результатам исследования самой «Перспективы», на втором месте идет КПРФ с восемью процентами, на третьем – «Справедливая Россия», набирающая семь процентов, и так далее.

В числе 78 процентов определившихся в своих предпочтениях только 56 процентов имеют окончательное решение, то есть являются устойчивыми приверженцами той или иной партии и составляют «ядро» электоральной базы. Остальные 22 процента с выбором еще не определились и до 2 декабря могут изменить свое решение.

Для устойчивых приверженцев партий составлен так называемый «жесткий» рейтинг (рисунок №2).

Здесь позиции «Единой России» скромнее – электоральное «ядро» составляет 39 процентов, у других партий оно тоже ниже.

– Главная задача основных партий, – сделала вывод Валентина Шувалова, – состоит в том, чтобы за оставшийся агитационный период, во-первых, укрепить свою электоральную базу, вовторых, обеспечить явку именно своих сторонников. В целом же, по полученным данным, чем ниже будет явка, тем больше шансов у «Единой России».

90 процентов взрослого населения нашей области осведомлено о решении Путина возглавить список «ЕР», что выше, чем в соседних регионах.

Индекс, учитывающий не только позитивное, но и негативное отношение к данному событию, более точно, считают в «Перспективе», отражает степень поддержки и составляет 42 процента. В целом от трети до четверти населения не поддерживают такое решение президента, при этом доминируют не отстраненно-равнодушные, а отстраненно-осуждающие настроения.

Таким образом, делают вывод социологи, совокупный эффект решения президента возглавить предвыборный список «ЕР» крайне противоречив, а с точки зрения стратегических целей этой партии – склонить на свою сторону избирателей из числа сторонников других партий – эффект можно считать весьма скромным.

В целом по области 44 процента (где-то этот показатель доходит до 77 процентов) опрошенных убеждены и ощущают на себе, что их главы поддерживают и пропагандируют одну партию. «Есть населенные пункты, говорит директор МЦСИП «Перспектива», – особенно это проявляется в селах и поселках городского типа в западных, юго-восточных и южных районах области, где и слышали только об одной партии».