в Димитровграде все-таки был, утверждает общественная организация ЦСГИ, ссылаясь на решение суда Этот судебный процесс длится четвертый год, а самой истории уже десять лет. Дело было летом 1997 года, когда, как сообщает пресс-служба Центра содействия гражданским инициативам, на НИИАРе имел место «трехнедельный выброс». «Он представлял немалую опасность для здоровья людей, – пишет ЦСГИ, – потому что в атмосферу в повышенных объемах выбрасывался радиоактивный йод-131, вредный для щитовидной железы». Димитровградская газета «25 канал» сообщила, что руководство НИИАРа реальную картину скрыло, из-за чего не была произведена необходимая в таких случаях массовая йодная профилактика населения (наш край считается йододефицитным, в этих условиях щитовидная железа интенсивно поглощает появившийся в атмосфере радиоактивный йод).
Свое сообщение газета базировала на результатах общественного расследования, проведенного руководителем ЦСГИ Михаилом Пискуновым, пришедшим, говорится в пресс-релизе, с коллегами к выводу, что «непринятие соответствующих мер по защите здоровья населения при продолжительном выбросе радиоактивного йода-131 является серьезнейшей ошибкой… и ведет к значительному увеличению количества заболеваний щитовидной железы среди жителей города Димитровграда, особенно детей».
Недовольное такой трактовкой происшествия руководство НИИАРа подало на газету и Пискунова иск о защите деловой репутации. Начался долгий судебный процесс. Ульяновский арбитраж принимал решения в пользу института, Пискунов их обжаловал. Федеральный арбитражный суд трижды отменял по его жалобам решения ульяновского суда, пока дело не было передано в конце концов в Пензенскую область. Там и было вынесено недавно решение, которое ЦСГИ считает своей победой.
– Теперь мы не согласны только с одним выводом суда в отношении оценки произошедшего на реакторе, – приводит пресс-служба ЦСГИ слова Михаила Пискунова. – Представители атомного центра требуют называть ЧП в НИИАРе не аварией, а просто событием или происшествием, но мы считаем, что повышенный выброс радиоактивного йода начался в результате именно аварии… По нашему мнению, в НИИАРе случился своего рода миниЧернобыль, и мы намерены продолжить борьбу за справедливое решение в вышестоящих судах.
Свою борьбу Пискунов ведет теперь с возросшим числом аргументов, которые он черпает, по его словам, из материалов, полученных от атомщиков через ходатайства в ходе судебного процесса. До того многие материалы были общественникам недоступны. На основе этих бумаг в ЦСГИ сделали по факту выброса свои расчеты и заявляют в пресс-релизе: «…За три недели НИИАР выбросил в атмосферу столько радиоактивного йода-131, что при условии попадания всего этого количества в организм людей годовую дозу облучения могли получить свыше трех миллионов человек. К тому же, как выяснилось, из реактора в бассейн, откуда радиоактивный йод-131 через трубу НИИАРа выбрасывался в атмосферу, попало свыше 500 кюри названного радиоактивного вещества. Такой объем при выбросе в атмосферу мог нанести значительный ущерб здоровью всему населению Среднего Поволжья».
Администрация НИИАРа претензии общественников продолжает отвергать, так что окончательно детали происшествия 1997 года в Димитровграде остаются непроясненными. Правда, суды НИИАРа с «25 каналом» и Михаилом Пискуновым еще не завершились. Они, видимо, и поставят точку в этом споре.