Святой источник Воздвижения, как его называют, бьет неподалеку от села Березовка Вешкаймского района, прямо из-под горы. Согласно легенде, святая вода хлынула из недр сразу после того, как в оном месте явился животворящий крест. Когда именно это случилось, никто точно сказать не может, но старожилы верят в легенду безоговорочно. И не только они…
Экскурсию к источнику провела для нас 72-летняя жительница Березовки Антонина Степановна Ефимова. Она – главный “проводник” к “живой” воде. Как-то раз сопровождала она даже троих священников, прибывших издалека.
Девы, овцы, коммунисты…
По словам Антонины Степановны, а вернее, из рассказов ее покойной матушки, еще до революции стояла здесь, на пригорке, часовня Воздвижения. И будто бы приводили сюда местных девственниц, и сии непорочные девы мыли в часовне полы водой из святого источника. И вроде бы даже храм был тут же, где проходили службы.
– А потом пришли коммунисты, или как их, большевики, и часовню разобрали «по косточкам», – вспоминает мамины рассказы баба Тоня. – Да снесли всю ее в село, где и собрали, а после в святых стенах… скотину держали, коров да овец.
Что стало с теми коровами – одному Богу известно. Зато по сей день возле святого источника стоят три креста, поставленные жителями Березовки. Два – в низине, а один -на пригорке, один-одинешенек.
Приезжают к святой воде люди, потому что она лечит. «Тех, кто верит, конечно, – оговорилась бабушка Тоня, – а так – вода как вода, только очень чистая и никогда не портится. Даже лучше со временем становится. У меня есть бутылка, так в ней четыре года вода-то стоит. Ей и лечусь. Да многие лечат недуги свои с ее помощью”.
Камень камнем вышибают
– Вот и камушки со дна тоже силой обладают, – продолжает бабушка. – Приложишь его к больному месту – хоть к головушке, хоть к животу, и все как рукой снимает… если верить. А еще камни те толкут и едят – чтоб другие камни выводить, из почек.
Случалось, и кожные болячки исцеляла березовская водица. Одна девка все замуж не могла выйти, оттого что «рябая» была. А как стала лицо умывать Воздвиженской водой – все оспины с лица ее и сошли. И парня нашла. А были случаи, что тяжкое похмелье вода снимала. Одному-то с утра поднесли, так он расплакался, выпил, а через пять минут – как новенький сделался. А двое после той воды вовсе водку пить перестали.
– Один мой знакомый страдал изжогой, продолжает бабушка-проводница. – Язва, что ли, была у него… Всю жизнь содой травился – изжогу «снимал». Но выпил водички из родника – и всё, и не страдал больше – ни изжогой, ни болями.
Интимное погружение
Одного из тех двоих, кто завязал со спиртным, вкусивши воды из источника, зовут Анатолий. Пять лет назад вода его не только от алкоголизма спасла – она ему и семью вернула! А было так. Света, Толина жена, совсем разводиться с ним собралась. И дело не только в водке было. Хотя она, видимо, и спровоцировала беду. Беда же заключалась в том, что Толян в свои 32 года, как бы это сказать, перестал быть мужиком ниже пояса. А какой бабе, пардон, женщине, понравится делить постель с «евнухом»! И вот кто-то нашептал Светлане, что, дескать, вода мужа ее вылечить сможет…
А и всего-то разок – правда, на Крещение – искупался в источнике Анатолий. И всё у них наладилось. И водку пить перестал, и жена, как бы это опять поделикатнее выразиться, сделалась им довольная, прямо как в первую брачную ночь. И таких ночей у них с тех пор – шестой год. Живут, как и прежде, не разлей вода.
Была беда, да смыла вода
– Болезнь к воде людей-то гонит, – тихо сказала Антонина Степановна. – Или беда. Только тогда и начинают люди верить, когда уж ничего не помогает. А жалко, что маловерные все стали. Вон молодежь – та больше пиво пьет. В Бога не верят. В церковь не ходят. У нас ведь – в кои-то веки! – теперь и церковь восстановили. А кто туда ходит? Старухи одни да старики! Ну, и среднего возраста. Взять хоть бывшего колхозного председателя, Мамонова Александра. Он ведь теперь в церкви кадило подает, то есть завхозом там служит. Каждое воскресенье он – в церкви. Тоже несчастье к Богу его подтолкнуло. Болезнь серьезная. Сначала святой водой лечился. А через воду-то и к храму приблизился – искреннюю веру обрел. Или вон глава нашего сельсовета, Трубачев Евгений Васильевич. Тот на источник все время ездит – и воду пьет, и купается. Да что там! Тут и повыше начальство бывает. Вот ведь и должности у них, и деньги водятся, а, видать, все же чего-то не хватает в жизни-то. Веры не хватает. Вот и едут сюда люди за ней… за верой.