Так назвал путевые заметки, привезенные из Парижа и Вены, краевед Сергей Петров. Свои заграничные наблюдения он примерял к России в целом и к Ульяновску в частности неслучайно.

– Мы ведь претендуем на развитие, нацеленное в сторону цивилизованной Европы, – говорит краевед. А на деле выходит, что движемся в прямо противоположном направлении.

Архитектура Понятно, что Париж – это Париж, Вена – это Вена, а Ульяновск – это… очень крупный город для Европы.

Во Франции по количеству жителей он был бы на третьем месте, а в Австрии – на втором. Но дело не в масштабе, а в принципе. У каждого из этих городов давняя история, свои архитектурные памятники и культурное наследие. Лицо Вены – это ее историческая часть, которую бережно сохраняют. Здесь не встретишь новоделов из бетона и стекла, которые в Ульяновске позиционируют как главное украшение города. Относясь с пиететом к истории, европейцы опускают современную инфраструктуру (торговые центры, магазинчики, киоски, кафе, рестораны) под землю или развивают ее за пределами исторического центра.

Экономика Если у нас примета развития – это интенсивное строительство супермаркетов и больших торговых центров, которые практически раздавили малый и средний бизнес, то в Европе идут совершенно обратные процессы. Во всех старых кварталах Парижа и Вены много маленьких магазинчиков, ресторанов. Часто – это семейный бизнес. Венцы любят и небольшие кафе, где можно расположиться очень комфортно, и уютные магазинчики, где товары всегда свежие, а хозяин своих покупателей знает в лицо и обслуживает как старых знакомых. За год Вена пропускает через себя около семи миллионов туристов, но там не так много больших отелей. Зато чрезвычайно популярны небольшие частные гостиницы и пансионаты.

Парки Отношение к природе у европейцев буквально благоговейное. Сады и парки и в Вене, и в Париже складывались десятилетиями, а то и столетиями. И никто на них не посягает.

Парк в Вене – это зона, где хорошо потрудились ландшафтные дизайнеры: там есть искусственные пруды, зеленые изгороди, в которых живут певчие птицы, шикарные цветники, газоны, кустарники, оформленные в виде разных фигур…

– Но никаких диких зеленых пингвинов или дельфинов на металлическом каркасе да еще и с пластмассовыми носами вы там не встретите, – говорит краевед, с горечью припоминая, что в официальном отчете по благоустройству Ульяновска в минувший летний сезон красной строкой значится возведение 51-й зеленой скульптуры. – Европейцы сочли бы варварской власть, которая убеждена, что сами по себе парки убыточны и их содержание возможно только за счет развития развлекательной инфраструктуры в зеленой зоне.

Убыточно наше отношение к экологии, уверен Сергей Петров, и европейцы, по его наблюдениям, это чувствуют. Во всяком случае, показывая русским маленькое, все в цветах, кладбище на окраине Вены, местные жители упомянули, что когда-то здесь было много певчих птиц, но прилетели вороны из России и их поклевали.

– Наивное суждение, – говорит Сергей Борисович, – но отношение к нашей стране определяет.

Молодежь и спорт В Ульяновске начали строить ФОКи (физкультурные оздоровительные комплексы), и это преподносится как большое достижение. Зато в европейских городах, где население уж точно побогаче нашего, физкультурой и оздоровлением можно заниматься совершенно бесплатно, причем в массовом порядке. На многочисленных бульварах и в Вене, и в Париже есть специальные дорожки для велосипедистов, бегунов, для тех, кто катается на роликовых коньках или скейт-бордах. Молодежь в свободное от учебы и работы время такую возможность использует весьма активно. О свободном времени упомянуто не зря: юноши и девушки в европейских столицах вечно спешат, много работают и со вкусом тратят свои доходы.

Транспорт Самые развитые в Вене виды транспорта – метро и трамваи. Последние есть старых моделей и новых, но все – бесшумные. Трамваи ходят по минутам, а пассажиры на остановках, глядя на табло, могут эти минуты контролировать. Венское метро Сергея Петрова еще больше удивило: там нет контролеров и турникетов тоже нет. Остается предположить, что и зайцев там немного, иначе не было бы таких либеральных порядков.

Туалеты Тема деликатная, но актуальная, особенно для Ульяновска, где власть такой изъян, как отсутствие туалетов на территории города, решила скорректировать наложением нешуточного штрафа на тех, кому невтерпеж. Насколько эта мера эффективна, покажет следующий теплый сезон с обилием городских праздников под пиво. Но в Вене туалеты есть перед входом на каждую станцию метро. Они бесплатные и содержатся в идеальном порядке. В кафе, музеях, магазинах в места общего пользования вход тоже беспрепятственный и бесплатный.

И, наконец…

Пока в головах наших чиновников разруха, а бизнес работает исключительно на свой интерес, нам с Европой не по пути, мы движемся в обратном направлении, полагает краевед.

– Все разговоры о бедности ульяновского бюджета злостная демагогия, – говорит Сергей Борисович. – В Австрии менее восьми миллионов жителей, там нет залежей нефти, газа, урана, но денег хватает и на культуру, и на закупку топлива у России.

Делясь своими путевыми наблюдениями, краевед не рассчитывал открыть кому-то глаза. Во всяком случае, уж точно не власти, предпринимателям и архитекторам, то есть людям, которые особенно активно участвуют в формировании облика города и стиля его жизни.

Все они теперь часто бывают в заграничных командировках и умеют ценить уклад европейской жизни.

Но, как показывает опыт, только с эстетической точки зрения и без каких-либо практических последствий для родного города…