Вспоминаются мелькающие заголовки на пожелтевших страницах советских газет: «Награда нашла своего героя». В таких сообщениях чаще всего рассказывалось о том, как подвиг отважного человека на войне был отмечен наградой, которая, однако, по каким-то причинам была вручена лишь по истечении многих лет.

Медаль «За отвагу» не нашла своего героя-ульяновца – участника Великой Отечественной войны Александра Баимкина – и через 64 года. Кроме того, он был лишен и шести других полученных ранее наград. «Заслужить медали на войне непросто, – говорит Александр Назарович, – еще труднее добиться возвращения изъятых наград сегодня, в мирное время».

Война для Александра Баимкина началась в октябре 1943 года. С этого момента и до Дня Победы он принимал участие в боевых действиях в составе 1-го и 4-го Украинских фронтов на территории Украины, Польши, Германии и Чехословакии, был награжден медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За взятие Берлина», «За освобождение Праги». В 1948 году получил медаль «XXX лет Советской армии и флота».

Баимкин в звании младшего лейтенанта остался в армии и после войны, однако в апреле 1950 года в офицерском общежитии произошел инцидент, который перевернул его жизнь. Небольшая потасовка подвыпивших офицеров закончилась случайным выстрелом и смертельным ранением сослуживца.

Военный трибунал был суров – признал Баимкина виновным в умышленном убийстве из хулиганских побуждений и назначил наказание в виде 25 лет лишения свободы. Одновременно виновный был лишен звания и всех полученных ранее наград.

Спустя десять лет Верховный Суд СССР пересмотрел дело, после чего переквалифицировал содеянное Баимкиным как убийство по неосторожности, определил меру наказания в виде десяти лет лишения свободы, а также постановил исключить из приговора поражение в правах Баимкина и указание о лишении его медалей.

На протяжении многих лет Баимкин ждал исполнения решения суда, однако напомнить о себе решил в 2005 году – племянница заговорила о том, что неплохо было бы создать родовой мини-музей, экспонатами которого и стали бы боевые награды дяди.

Накануне 60-летия победы в ВОВ участник войны отправил письмо в администрацию президента. Ответ пришел в июне из Министерства обороны РФ: «Вопросы о возвращении изъятых при осуждении государственных наград гражданам России, отбывшим срок наказания, рассматриваются Комиссией по государственным наградам при Президенте Российской Федерации по ходатайству административных органов по месту жительства».

Кроме того, при изучении документов выяснилось, что Александр Баимкин в 1944 году приказом командира 10-й гвардейской механизированной бригады №09 был награжден второй медалью «За отвагу», однако сведений о ее вручении не оказалось.

В ответ на заявление на имя губернатора Сергея Морозова пришел ответ, в котором говорилось о том, что администрация отказывается отправлять ходатайство о возвращении наград. Причина: «при совершении гражданином преступления, которое относится к категории тяжких, восстановление в правах на государственные награды не предусмотрено». «Из ответа следовало, что областная власть вроде как решила сама определить, имеет человек право на награды или не имеет, – говорит Александр Баимкин. – Между тем все это находится исключительно в компетенции комиссии по государственным наградам при президенте России».

Повторное обращение и вовсе осталось без ответа.

Через три месяца, когда документы из обладминистрации все же вернули, Баимкин попал на личный прием к главе Ленинского района Сергею Шерстневу. Уже от его имени в октябре было направлено письмо губернатору. После этого документы вновь ушли в руки того самого чиновника, не пожелавшего обращаться в Москву. Не последовало никаких действий и на этот раз. Решив, что цивилизованными методами добиться своего невозможно, участник войны пошел на отчаянный шаг: придя в мэрию, он заявил о своем выходе на пикет на крыльцо здания облправительства.

В феврале из администрации губернатора пришло письмо, сообщавшее о том, что ходатайство в адрес президента было направлено.

19 августа 2007 года Баимкину исполнилось 82 года. Ни к этому времени, ни позже ответа из Москвы не поступило. Подключившийся добровольно к решению проблемы пожилого человека адвокат Борис Логунов отмечал в письме в комиссию, как отсутствие информации заставляет ветерана, признанного инвалидом II группы, переживать, от чего состояние его здоровья заметно ухудшается.

В начале октября в Москву отправилось очередное обращение. В письме Александр Назарович пишет: «Носить эти медали, если придется, недолго. Они мне очень нужны, но не для себя, а для того, чтобы потомки знали о Советской России, о Великой Отечественной войне, чтобы оставить их детям и внукам как память о нашем поколении…».