Люди встречаются, люди влюбляются, женятся, заводят детей, после чего разводятся. И начинаются тяжбы, в ряду которых даже раздел имущества – не самая неприятная процедура. Куда “интереснее” порой идет идет процесс взыскания алиментов.
Определение “злостный алиментщик” бытует с незапамятных времен. И, по прогнозам судебных приставов, вряд ли выйдет из употребления. Надежда Резяпова, судебный пристав-исполнитель, занимается с алиментщиками не первый десяток лет, и по ее наблюдениям, их не становится меньше.
Только за этот год в Ульяновске должников по алиментам набралось порядка 6 тысяч человек. И что интересно, около 10 процентов из их числа – женщины, лишенные родительских прав.
По части наказаний за уклонение от уплаты алиментов цифры следующие: за 10 месяцев текущего года по статье 157 УК РФ в одном лишь Ленинском районе Ульяновска было возбуждено 80 уголовных дел. К слову, уголовное дело по данной статье прокуратора возбуждает лишь по истечении одного года с того дня, когда алиментщик перестает платить, подчас даже не подозревая о том, что может запросто загреметь на нары. Сначала, конечно, дадут условный срок, что, впрочем, тоже – судимость. Но если очень “постараться”, еще полгода скрывая доходы или не устраиваясь на работу, можно отсидеть по настоящему – от двух месяцев до года. Кстати, сокрытие доходов – весьма любопытный момент.
– Многие должники работают у частных предпринимателей, – говорит Надежда Владимировна, – где зарплата выдается “в конвертах”. Таким образом алиментщик приносит филькину грамоту о “реальном” доходе в 2300 рэ (таков размер минимума), с которого и взимаются алименты. На деле он получает гораздо больше. Короче говоря, “прячутся” кто как может. Например, некоторые “злостные” бегут на территории стран бывшего СНГ. Вот недавно был случай, когда один такой рванул в Украину, и теперь его жена не может стрясти с него алименты, поскольку никаких правовых актов на сей счет у нас с Украиной нет. Приходится искать иные пути, такие как арест имущества, недвижимости, автомобилей, земельных участков и банковских счетов. Да-да, банки, даже самые “раскоммерческие”, обязаны предоставлять нам данные о вкладах своих клиентов, если они являются нашими должниками. Да я сама в прошлом году наложила арест на 66 тысяч рублей. Именно столько составил долг по алиментам у одного гражданина. Он втихаря от нас продал квартиру, а деньги в банк положил. Наивный человек! Впрочем, не он один. Как-то злостный неплательщик приехал к нам на “шестерке”, а ушел пешком. И за 5 дней, установленные Законом, так и не удосужился заплатить 4 тысячи. И его авто было продано за эту сумму. Кому-то очень повезло, ибо реальная цена на новый ВАЗ-2106 куда больше. Бывало, что приходилось с “клиентов” и цепи золотые снимать прямо в кабинете.
Подобные изъятия, по словам Резяповой, не редкость, ибо законопослушна лишь пятая часть должников, добровольно предоставляющих сведения о доходах. Кстати, речь не только о зарплате – алименты взыскивают с пенсий, и вообще со всех видов отчислений, “носящих постоянный характер”. То есть, получи вы наследство или выигрыш в лотерею, – с них алименты не возьмут. По поводу всего остального приставы советуют платить в срок.
– К тому же, – продолжает наша собеседница, – многие “беглецы” и “прятальщики” не знают о том, что их жены могут через суд содрать с них еще и неустойку. А это 0,1% от суммы долга… за каждый день просрочки. Иной раз набегают внушительные суммы. Был случай, когда размер неустойки составил 6 тысяч с “копейками”. Также хотелось бы предупредить господ алиментщиков и вот еще о чем. Со 2 февраля 2008 года вступает в силу новый закон, согласно которому должник, кроме своих детей, будет платить государству – семь процентов от суммы долга. То есть, раньше действовала схеме “он – она”, теперь же образуется “любовный треугольник”, “любовником” в котором будет областной бюджет, куда, собственно, эти семь процентов и уйдут.
“А интересно, – спросили мы пристава, – каков “портрет” ульяновского алиментщика, так сказать, собирательный образ?”. Выяснилось, что в подавляющем большинстве это пьяницы, не имеющие, ни работы, ни “кола и двора”. Взять с них нечего, кроме рук и ног, которые и используются на исправительных работах за сущие гроши, например, в “Горзеленхозе”. Алиментных отчислений с таких зарплат, как вы понимаете, кот наплакал. При этом у самих должников на паленую водку деньги находятся, в то время как их детям порой не хватает на молоко. Однако гораздо более жаль тех детишек, чьих матерей лишили родительских прав. У Резяповой таких с десяток наберется. “Естественно, я к ним езжу, – вздыхает она, – но что толку! Всякий раз взору предстают осоловевшие от беспробудного пьянства физиономии, которые все, извините, по фигу, даже то, что их дети воспитываются в детдомах”.
Кстати, на этот счет интересную мысль высказал Борис Немцов. Звучит она так: “Как только людям объявляют, что им дают 250 тысяч за второго ребенка, то в первую очередь на это реагируют семьи алкоголиков. Поэтому «материнский капитал» – это программа алкоголизации России”. И в этом немалая доля истины. Хочется добавить только, что если так дело пойдет и дальше, то, соответственно, и “отказных” детей станет больше. А государство под бравые лозунги “Роди патриота!” будет продолжать сокращение детских учреждений, как это происходит сейчас. И тут уж одними алиментами не обойдешься. Впрочем, это уже из другой “оперы”.