Языческая жрица отомстила археологам, вскрывшим ее могилу.
В Старомайнском районе, близ села Кременки, есть очень красивое место на берегу Волги, куда местные жители не пойдут в одиночку ни за какие коврижки. Виной тому жуткие видения, которые ждут тех, кто решится здесь прогуляться. Много лет жители пытались понять, отчего это место проклято Богом?.. Прошли десятилетия, и археологи ответили на их вопрос, раскопав скелет колдуньи, более полутора тысяч лет назад принесенной нашими предками в жертву языческим богам. Ульяновские историки чуть не поплатились жизнью за то, что нарушили покой мертвой жрицы.
РАСКОПКИ
Археологические раскопки близ Кременок ведутся уже несколько лет. Доказано, что на этой территории как минимум 1 700 лет назад было человеческое поселение. Поговаривают, что, помимо ученых, это место облюбовали «черные» археологи со всей страны. Якобы этим летом в районе работала бригада аж из далекой Сибири.
Для жителей «интересное» прошлое – далеко не новость. Совсем недавно одна из семей отрыла в огороде целую крынку с золотом… Территория нынешних Кременок буквально усеяна историческими ценностями, которые здесь находят с завидной регулярностью. Но самым шокирующим стало открытие ученых, нашедших возле Кременок старинное языческое капище.
– Капище – это площадка, на которой наши древние предки в свое время совершали всевозможные ритуалы, – пояснил журналистам директор местной школы Николай Алексеевич Кузьмин. – Притом, судя по всему, здесь находилось огромное центральное поселение, сейчас бы мы назвали его «столицей». И ритуальная площадка была соответствующих размеров. Так, нормальным размером для капища считается площадка диаметром около четырех метров. Здесь же диаметр ритуального круга зашкаливает за сто метров. Вокруг площадки расположен ров, который был буквально завален фрагментами человеческих скелетов.
«Жертвенник» археологи обнаружили в самом конце августа. На площадке оставались всего два участника экспедиции, остальные к тому времени разъехались. Уже сложив палатки, специалисты решили еще чуть-чуть поработать. И в самый последний момент нашли захоронение колдуньи.
ПРОКЛЯТОЕ МЕСТО
– Воодушевленные археологи тут же забыли про отъезд и стали аккуратненько откапывать скелет, – продолжает Николай Алексеевич.
Директор школы стал свидетелем раскопок, но сам в них участия не принял из-за суеверных страхов. И немудрено, ведь за этим местом в Кременках давно закрепилась дурная слава.
– Я про дикие ужасы на этом берегу Волги слышал неоднократно. Люди – непьющие, уважаемые, которым верить можно – много чертовщины видели под вечер в том лесочке. И не только видения случались, но и звуки странные, разговоры… В общем, никто из наших здесь ходить не любит, хоть и рыбалка изумительная, и природа красивейшая… Вот и я побоялся мертвых тревожить. Но археология всегда меня привлекала, поэтому я составил ученым компанию.
ТАЙНА «ЧЁРТОВА ГОРОДИЩА»
Для известного ульяновского археолога Юрия Анатольевича Семыкина найденное городище -любимое дитя. Его считают главным исследователем поселения. По словам археолога, люди обитали на этом месте около семи веков назад, а быт наших предков из «Чертова городища» был просто кошмаром. Их жизнь состояла из постоянной борьбы с врагами, неурожаем и падежом скота. В древности люди боролись с обстоятельствами одним способом – нужно было задобрить злых богов жертвой. И чем больше неприятностей обрушивалось на несчастных людей, тем весомее требовались жертвы. Например, в случае засухи забивали скот, а вот если речь шла о случившейся трагедии, или нужно было подготовиться к важному бою, не обходилось и без человеческих жертвоприношений. Обнаруженная глиняная площадка-жертвенник не оставляет в этом сомнений. О ее ритуальном предназначении говорят все находки археологов. Так, глина глубоко прокалена огнём. Возможно, костер на этом месте никогда не угасал – его поддерживали специальные жрецы. Сама площадка и окрестности буквально усеяны разрозненными человеческими костями. Находили даже целые фрагменты скелетов – ими был завален ров, окружающий капище. Исследователи уверены, что уничтожили деревню монголо-татары, которые в 1236 году штурмом взяли и сожгли городище, угнав в плен его жителей. Представьте, сколько крови, пота и слез впиталось в эту землю…
Археологи и не предполагали, какую кару на их головы пошлют потревоженные останки.А вот в деревне как прознали, что на берегу найдено древнее поселение, сразу же прозвали его «Чертовым городищем». В народе часто так называют «беспокойные» места, на которых стояли в старину бесследно сгинувшие селения. Место, где находилось языческое поселение или старинное кладбище, и так вызывает трепет. Что уж говорить, если людей погубили в один миг, стерев с лица земли. Стоит ли ждать от этого места чего-то хорошего?
Но ученые – народ не суеверный. Самые интересные находки поджидали их внутри «жертвенного» круга.
– Если кости людей, принесенных в жертву, просто валялись на дне рва, окружающего капище, -продолжает рассказ Николай Алексеевич, – то другие три захоронения, расположенные в самом капище, были особенными. Дело в том, что в старину, когда племя покидало насиженное место и уходило на другую территорию, было принято выкапывать из могил тела своих наиболее родовитых, важных сородичей. Их складывали в мешки и увозили с собой, и заново проводили погребение только тогда, когда были уверены, что проведут на новом месте многие-многие годы…
В одном из этих захоронений ученые и обнаружили странные женские останки…
МЕРТВЫХ БОЯЛИСЬ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ЖИВЫХ
По тем временам такую женщину сочли бы очень высокой – ее рост превышал полтора метра. Да и возраст на тридцать с хвостиком тогда считался весьма солидным…
Все говорит о том, что умерла она не своей смертью.
– Посудите сами, – продолжает Николай Алексеевич, – у нее были сломаны ноги и руки, нижняя челюсть выдрана и поставлена подставкой под череп. Вся левая часть у скелета была удалена, а кисть руки просто лежала рядом. Вероятно, бедняге просто удалили сердце…
Но чем была вызвана такая жестокость наших предков? Как предполагают ученые, такой лютой смертью женщину покарали за то, что она была колдуньей.
Дело в том, что тогда умерших хоронили с посудой, едой и оружием для защиты на том свете. Конечно, все это носило чисто символический характер: ставили пару горшочков с мясом и наконечник для стрелы, очень состоятельные люди могли копье положить, но это оружие тогда очень дорого ценилось и считалось, что живым копье нужнее…
Найденную же женщину хоронили совсем по другому обряду. В могиле лежали разве что железные нож и шило, чьи острия предостерегающе направлялись на череп «красавицы». Если бы она захотела подняться, острое железо пронзило бы ей голову… Таким образом древние люди «закалывали» мертвецов, чьего возвращения в мир живых приходилось опасаться. Так уж вышло, что издревле люди мертвых колдунов боялись гораздо больше, чем живых. Эти языческие традиции живы и по сей день. Например, румыны до сих пор вбивают в животы умершим колдунам железные гвозди.
Любопытным был и наряд усопшей. Ритуальный «комплект бижутерии» был выполнен из серебра, “почерневшего за столетия. Шею древней жрицы украшали три серебряные гривны, её пальцы унизывали перстни, на ногах и руках красовались браслеты, а стан обвивал пояс с серебряными накладками. Истлевшую кожаную одежду в изобилии украшали шумящие подвески и колокольчики. В такую амуницию до сих пор наряжаются бабки-шаманки у всяких сибирских народов.
По всей видимости, селяне в своих несчастьях заподозрили колдунью. И, чтобы она не смогла больше вредить, совершили ритуальное убийство.
МЕСТЬ
Как оказалось, не зря наши предки боялись почивших колдунов… Когда археологи освобождали от земли скелет жрицы, им попался непонятный волосатый шар. Он был похож на «куколку», какая бывает у насекомых, но гораздо больше. Случайно эту штуку повредили… То, что происходило дальше, можно считать простым совпадением, но что-то мешает в это поверить…
– Мы были на площадке втроем, я и два археолога, – продолжает Николай Алексеевич. – Было тихое августовское утро. Учёные неспешно зачищали костяк, как вдруг погода стремительно, совершенно непостижимым образом испортилась. Волга закипела чёрными, белопенными волнами, а из чёрных туч хлынул проливной ливень. Налетел жуткий, какой-то штормовой ветер…
Люди попытались спрятаться в палатке, но ветер сорвал брезент. Мобильные не работали… Археологи решили уехать на своей машине, но она просто не завелась. И тут их обоих скрутило от боли. Они оба буквально попадали: у одного были симптомы, похожие на язву, у другого вступило в левом боку, как при сердечном приступе.
Увидев, что ученым очень плохо, Кузьмин сел за руль своей машины и что есть мочи погнал по заливаемой дождем размытой дороге в ЦРБ. Чем дальше машина отъезжала от «Чертова городища», тем легче становилось друзьям-археологам…
– Когда мы приехали в больницу, удивлению врачей просто не было предела. Представьте, перед ними лежат два человека, которых крючит от боли, но у них хорошие анализы, УЗИ показывает, что они здоровы, флюорография не находит никаких неполадок… Меня же пронесло, наверное, потому, что я был просто наблюдателем и не принимал участия в откапывании скелета.
Очухались ученые через пару-тройку дней. Быстро собрали все экспонаты, включая останки ведуньи, законсервировали раскопки и уехали домой.
– Вот такая история… – вздыхает Николай Алексеевич. – Но она еще не закончена. Вы знаете, даже страшно представить, что найдут археологи во время следующей экспедиции. Дело в том, что мы только самый краешек этого капища затронули, раскопано около 30 квадратных метров, а его площадь насчитывает все 750. Самое интересное, наверняка, скрыто в середине глиняной площадки. Я даже не представляю, какие еще жуткие тайны нам откроются со временем, и как дорого мы за это можем заплатить…