В гости в редакцию «СК» Лев Игонин пришел с большой пачкой фотографий. И, показывая снимки со знакомыми всей стране лицами, о каждом из героев фотографии рассказывал что-то из своих воспоминаний.

Полвека фотографий

Лев Федорович – известнейший ульяновский фотограф. Работал на ГТРК и в ульяновских газетах, делал снимки для всесоюзных «Известий» и «Советского спорта». В прошлом году отметил 50-летие своей творческой работы. В этом году в Ульяновске прошло сразу несколько выставок Игонина, а совсем недавно в музее «Симбирская фотография» открылась выставка его работ, посвященная 65-летию Ульяновской области, которое будет отмечаться в январе 2008 года. Фотограф же в следующем году отметит свой собственный юбилей – ему исполнится 70 лет. В преддверии круглой даты друзья Льву Федоровичу посоветовали писать мемуары. Пока времени для начала работы над изданием воспоминаний не нашлось, фотограф рассказал нам несколько эпизодов из своей жизни, которые вполне могут войти в будущую книгу.

Чирков стращал героем-любовником

Когда Льву Игонину было около 20 лет, он мечтал стать актером. Были для таких планов и основания. В 1959 году, когда в Ульяновск на гастроли приезжал театр имени Пушкина. Среди звезд был и знаменитый Борис Чирков, с которым Игонин успел познакомиться и даже подружиться. Рассказал он актеру и о своем выборе профессии. Чирков выслушал, посмотрел что-то в исполнении ульяновца и идею поступать в театральное одобрил. Как раз в августе следующего года Игонин собирался ехать в столицу, чтобы попытаться поступить сразу в два учебных заведения: институт кинематографии и институт театрального искусства имени Луначарского. Чирков, узнав об этом, сказал: «Будешь поступать, обязательно мне позвони, встретимся».

Поехав в Москву, ульяновец об этом приглашении не забыл. После двух туров экзаменов, которые он успешно прошел, позвонил актеру и отправился с ним на встречу. На этот раз Чирков о профессии актера говорил менее радужно.

– Он сказал: «Будешь всю жизнь играть героя-любовника. Зачем тебе это надо?!» – вспоминает Лев Игонин.

Закончился разговор советом Чиркова выбрать какую-нибудь техническую специальность, связанную с театром. Вернувшись в компанию таких же поступающих, приехавших из разных частей страны, ульяновец рассказал им об этом разговоре и о принятом решении не идти на третий тур экзамена, а возвращаться домой. В итоге на экзамены не пошел не только Игонин, но и еще несколько человек из той компании.

Из-за чего утонул Чапаев?

Вскоре после возвращения в Ульяновск Игонин, уже делавший снимки для местных газет, пошел работать на областное телевидение.

– Объехал весь СССР, – вспоминает он те времена. – Везде отпускали. Прибудет польская делегация – я еду ее сопровождать по стране. Потом – венгерская делегация.

Поэтому удалось фотографу побывать в самых разных уголках Союза. К примеру, на одной из фотографий он стоит у речки Урал. На Урале фотограф побывал, когда еще были живы казаки, свидетели и участники проходивших там боев красно- и белогвардейцев и гибели Чапаева.

– А вот примерно тут, – показывает он на фотографию, – погиб Чапаев. Казаки нам это место показали и рассказали, отчего он на самом деле погиб. Женщин очень любил, вот и… Фурманов-то написал одно, а в жизни – другое.

От Брежнева – без рук

Фотографировал Игонин и приезжавших в Ульяновск первых лиц государства. В отдельной стопке у него по порядку разложены снимки Брежнева, Ельцина и Степашина.

– С этими, – показывает на Брежнева, – тяжело было работать. Без рук, без ног приходили.

Близко к генсеку фотографов, конечно же, не подпускали. И, сделав один лишний шаг вперед, многие получали от охраны.

С современными политиками работать было проще. Сергея Степашина, приезжавшего к нам в должности премьера правительства России в 1999 году, Игонин снимал весь день и на прощание сделал премьеру альбом ульяновских фотографий.

– Степашин сказал, что всю страну объехал, а нигде ему такого подарка.не делали, -говорит фотограф. – А в следующий понедельник он вернулся в Москву, и Ельцин его снял с должности.

Впрочем, немало в архиве у фотографа и местных знаменитостей: героев СССР, соцтруда. Очень часто, работая на телевидении, он снимал Аркадия Пластова. Художник, до сих пор удивляется фотограф, никогда не ездил с телевизионщиками на автомобиле – предпочитал велосипед:

– Мы с ним поедем куда-нибудь в лес на съемку, так он впереди на велосипеде, а сзади мы в машине.

Ефремов обещал билеты

Рабочие встречи фотографа со знаменитостями порой переходили в дружбу. Так, Игонин снимал труппу приезжавшего в Ульяновск МХАТа имени Горького. А в 1984 году поехал в Москву на всесоюзную конференцию фотокоров и захватил с собой снимок с Ефремовым, Вертинской, Табаковым. Вместе с Геной Зиновьевым они пошли в театр, чтобы отдать снимок. В первый раз на месте никого не было, а в следующий к ульяновцам вышел сам Олег Ефремов. Взял фотографию и, узнав, что привезли ее из Ульяновска, спросил:

– Наверное, на спектакль хотите?

А в тот день как раз была премьера и у кассы стояла огромная толпа. Ефремов же дал ульяновцам билеты в директорскую ложу и наказал после спектакля зайти к нему в кабинет – рассказать о впечатлениях.

– После спектакля ведут нас к нему, а в кабинете – все звезды советского театра и кино, и Ефремов говорит: «Первое слово я дам людям из провинции», – вспоминает Игонин. – Вышли мы оттуда на трясущихся ногах.

Зато за рецензию на спектакль Ефремов их похвалил и пригласил приезжать еще -обещал, что для ульяновских гостей билеты всегда найдутся.

Яшин рыбачил в Ульяновске

Среди тех, с кем Игонину по работе удалось не только пообщаться, но и подружиться, был и знаменитый футбольный вратарь Лев Яшин.

Познакомился с ним Игонин, когда в 1967 году ездил в Куйбышев на игру любимого московского «Динамо» и местных «Крыльев Советов».

– Я пришел в гостиницу, где жили динамовцы, и сказал, что мне надо Льва Яшина и Константина Бескова (тренер «Динамо») увидеть, -рассказывает фотограф.

Вышел Яшин, они с Игониным познакомились и пошли к Бескову. Когда в следующем году «Динамо» опять играло в Куйбышеве и туда снова приехал Игонин, встреча была уже дружеской.

– В первый-то раз Бесков не очень меня встретил. Он жесткий был человек и недолюбливал журналистов. Рассказал, что как-то журнал «Юность» что-то не так написал, и его это очень обидело.

Но с ульяновским фотографом отношения у динамовцев были очень теплыми. В 1971 году Игонин по их приглашению поехал в Москву на прощальный матч Яшина и перед его началом сделал поразительное открытие.

– Мы подошли к полю, и тут позвали Яшина: «Лева, земляки твои приехали», – вспоминает он.

Оказалось, Ульяновск для Яшина был не чужим. В нашем городе будущий футболист прожил несколько лет во время эвакуации в войну. И получил увлечение на всю жизнь – на Свияге научился рыбачить.

Кстати, и после смерти Лев Яшин оказался опять связан с Ульяновском: не так давно наши кузнецы делали ограду на могилу футболиста.