На протяжении последних месяцев нам неоднократно объясняли, что Россия встает с колен. Точно, кое-где встает: отряхивается от грязи и впервые за восемь лет идет мыться.

Кое-где – это в поселке Цемзавод Сенгилеевского района. По сообщению прессслужбы областного правительства, в последний день ноября после капитального ремонта здесь открылась общественная баня.

Событие было признано настолько значимым для области, что по этому поводу состоялось торжественное мероприятие с участием областного министра экономики Владимира Шерина. Внимание министра к судьбе отдаленного помывочного пункта, вероятно, означало, что открытие бани ознаменовало собой некий стратегический прорыв в инвестиционной привлекательности области. В самом деле, вряд ли инвесторы любят вкладывать деньги в антисанитарных условиях: это люди могут пахнуть, а деньги не должны.

Впрочем, нам, городским жителям, с теплыми ваннами и туалетами, с горячей водой, наверное, не понять радости жителей поселка, заново обретшего такую необходимую для цивилизации вещь, как баня. Ведь старая закрылась восемь (!) лет назад. Все эти годы «инициативная группа сельчан», как сказано в сообщении, добивалась ее восстановления: и сходы граждан собирали, и к власти разного уровня обращалась. Без толку. Или, как обтекаемо говорится в релизе, «острая проблема долгое время не находила своего решения». То есть не успела найти решения на излете правления Горячева, потом целых четыре года искала решения при Шаманове и еще почти три года не находила его при Морозове.

Но все-таки успела – аккурат к выборам, вернее, к референдуму в поддержку Владимира Путина.

Чтобы люди случайно не подумали, что Россия еще не встала с колен. Или встала везде, кроме поселка Цемзавод. По этому случаю «в рамках торжественного мероприятия грамотами и памятными подарками были отмечены активные участники восстановления и пуска общественной бани поселка». В этой формулировке столько пафоса, словно пущена не деревенская баня, а гигантский прокатный стан или Днепрогэс какой.

Ну ладно, допустим, деньги на ремонт нашлись только спустя восемь лет. Но: восемь лет – это не восемь дней и даже не восемь месяцев. Если проблема была признана острой, то почему власть так долго раскачивалась? Если у человека острый аппендицит, к нему едет «скорая помощь», причем у «скорой» есть норматив – как быстро она должна приехать. А если людям остро хочется помыться, а негде, то – каким должен быть норматив реагирования на такую «остроту»?

Восемь лет не могли реанимировать баню… Для сравнения: железнодорожный мост через Волгу в районе Симбирска был построен за четыре года – с 1912 по 1916 год.

Причем, как пишет «УльяновскаяСимбирская энциклопедия», стальные конструкции доставляли с Украины, гранит для облицовки опор – с Урала.

Строительство осложнялось целым рядом обстоятельств. В 1914 году мост сильно пострадал от пожара, а через год – от грандиозного оползня, разрушившего подходы к мосту. Но самое главное, пожалуй, – началась война, а война – мероприятие чрезвычайно затратное. И все-таки уложились в четыре года!

Спустя почти сто лет в той же стране, в той же губернии несчастную баню не строили даже, а ремонтировали – восемь лет, хотя войны вроде как давно нет, а областная казна за этот срок как минимум утроилась (не говоря уже о цене барреля нефти). В идеале, нанятая обществом власть такую безыскусную, обыденную работу, как ремонт бани, должна делать быстро, тихо, качественно и в срок, а главное – без пропагандистского «шума и пыли». Такое событие, как пуск бани после ремонта, достойно 50 строк в местной газете, но никак не торжеств с визитом министра экономики и заявлений типа: «это очередной шаг в улучшении быта жителей Цемзавода». Интересно, если общественная баня – очередной шаг, то каким в плане улучшения быта был шаг предыдущий: строительство деревянной уборной, что ли? Каяться надо было перед немытым народом, а не устраивать Праздник первой шайки. Вроде как 21-й век на дворе.

Интересно, какой масштаб примут торжества по поводу пуска нового моста через Волгу, если это событие наконец состоится (по плану) спустя 23 года после начала стройки века? И кого пригласят резать ленточку: президента России и глав соседних стран? Патриарха Всея Руси вместе с Папой римским? Генсека ООН?