Ровно месяц тому назад из социально-реабилитационного центра «Открытый дом», что в Засвияжье, сбежали 14 подростков. А неделю назад ульяновская областная прокуратура возбудила уголовное дело «по фактам грубого нарушения прав детей» в том же учреждении.
Собственно говоря, сразу же после побега детей прокуратура и заинтересовалась обстановкой в «Открытом доме». И в ходе проверки были выявлены несколько фактов, заставляющих усомниться в том, что «Открытый дом» является «реабилитационным» учреждением, ибо в стенах его, вместо реабилитации, мальчишки и девчонки подвергались настоящим репрессиям.
Вот что говорит старший помощник прокурора области Василий Зима:
– В тот раз подростков нашли, но, пообщавшись с ними, сотрудники прокуратуры выяснили, что сбежали те не от хорошей жизни. И это мягко говоря.
Детишки рассказали, что за провинности их лишали прогулки, запирая в помещении. Более того, заставляли приседать, отжиматься от пола до изнеможения и подолгу сидеть на корточках. Но и это еще что — есть подозрения, что в стенах «Открытого дома» вовсю практиковалось рукоприкладство. Дети жаловались на то, что их били педагоги. И пуще других отличился инструктор по физкультуре Глухов. Однако в беседе с журналистами директор «Открытого дома» Ирина Соколова прямо-таки дифирамбы пела в сторону физрука: уж и педагог-то он талантливый, и человек душевно-распрекрасный…
Сам Глухов с журналистами разговаривал не столь экспрессивно, как его начальница. Все время прятал глаза и тихим голосом бормотал что-то себе под нос. Типа, не знаю, что сказать, ситуация стабилизировалась и все такое. Однако добавил, что дети, действительно, сидели взаперти, отжимались и сидели в раскорячку, но делали это… по собственной воле! Как вам такое? По утверждению Глухова, в центре якобы существовала негласная договоренность между педагогами и воспитанниками, согласно которой дети сами себя подвергали мучениям. «Например, матом заругался кто — иди отжимайся», – говорит физрук.
Как именно достигалась сия «договоренность», остается только догадываться. Причем воображение рисует отнюдь не переговоры за круглым столом в теплой и дружественной обстановке. Не знаю, как вы, уважаемые читатели, а мне не доводилось видеть, чтобы дети сами себя лишали прогулки или добровольно изнуряли себя физическими наказаниями.
Но что самое любопытное, директор Соколова отрицает все, что говорили дети и педагоги, одного из которых, кстати, недавно уволили за рукоприкладство в отношении несовершеннолетних обитателей «Дома». «В период, о котором идет речь в сообщении прокуратуры, я находилась на больничном, – заявила она. – А за время моей работы подобных фактов зарегистрировано не было. Что же до сотрудников приюта, то они – «глубоко профессиональные специалисты, работающие в центре со дня его основания».
Не менее странно звучит комментарий чиновников областного департамента соцзащиты: «Рукоприкладства там практически не было, так, пыталась одна воспитательница (видимо, та самая, — авт.), но ее уже нет». Нормально да? «Практически не было». То есть, было, но так, чуть-чуть. А «чуть-чуть», по мнению соцработников, не считается.
Впрочем, прокуратура придерживается иного мнения. «Даже в тюрьме заключенным разрешают гулять. А тут социальные сироты, которые и так обижены судьбой, – ведь они воспитывались в неблагополучных семьях, – говорит Василий Зима. – Такие дети требуют повышенного внимания, а им раздавали пинки и подзатыльники. На юридическом языке это называется насилием и рукоприкладством». Кстати, со слов Зимы, больше всего жалоб по этому поводу поступило именно на инструктора по физкультуре Глухова, который до сих пор работает как ни в чем не бывало.
«Я буду стоять на защите своих сотрудников, равно, как и на защите интересов детей. И надеюсь на объективное рассмотрение этого вопроса сотрудниками прокуратуры», – подытожила Ирина Соколова.
Звучит исчерпывающе. А для полноты картины остается лишь добавить, что дело возбуждено по статье 156 УК РФ и предусматривает до трех лет лишения свободы.