В июне 1767 года состоялся самый долгий визит первого лица российского государства в наш город. В Симбирск на галере «Тверь» прибыла императрица Eкaтepинa II.
Казани не уберегли На прошлой неделе в музее «Градостроительства и архитектура Симбирска-Ульяновска» вспоминали о визите Екатерины. Гвоздем открывшейся в музее обновленной экспозиции стал макет галеры «Тверь» (на фото), выполненный ульяновскими мастерами. Галера не случайно заняла свое место в двух залах, посвященных архитектурному облику Симбирска во второй половине XVII – XVIII веках. Именно после визита в город императрицы был разработан его первый градостроительный план.
О том, как создавался макет «Твери», рассказали его авторы Сергей Байдеряков и Алексей Присухин.
Макет галеры хранится в Казани. Там же до середины XX века стояла и сама галера. После путешествия Екатерины она прибыла в Казань, где и осталась на вечном приколе на два века и была превращена в музей. Но при советской власти уберечь галеру не удалось. Судно, стоявшее в специальном деревянном павильоне, в 1956 году сгорело в пожаре. Остался лишь макет «Твери», причем сделанный не очень-то и точно. Ульяновские мастера поставили перед собой задачу восстановить настоящий облик «Твери».
И, считают они, им это удалось.
К сожалению, достаточно сложно рассмотреть все подробности кропотливого труда на макете, выполненном в масштабе 1 к 50. Но стоит поверить авторам: это тончайшая работа. К примеру, канаты на судне – не нитки, как можно подумать, а настоящие канаты, сплетенные по специальной технологии. А главное флаги на ульяновской «Твери», в отличие от казанской, соответствуют тем, которые развевались над кораблем, что вез императрицу.
«Симбирск» плыл следом Вслед за «Тверью» в июне 1767 года в Симбирск прибыла целая флотилия. Вместе с императрицей по Волге плыла свита, в которой состояли и иностранные посланники. Занимали они больше десятка судов.
Все они были выстроены на верфи в Твери специально для задуманного Eкaтepиной II инспекционного путешествия по волжским городам. Примечательно, что именовались галеры по названиям тех мест, где собиралась проплыть императрица. Были во флотилии «Волга», «Ярославль», «Казань», «Углич», «Кострома», «Нижний Новгород» и даже «Симбирск».
К сожалению, это судно и его чертеж безвозвратно утрачены.
В нашем городе поездка Eкaтepины II оборвалась. В Симбирске императрица узнала о болезни Павла Петровича, наследника престола, и решила повернуть назад. Правда, в столицу она возвращалась уже не по воде. Обратно Екатерина отправилась, как писал в 1898 году краевед Павел Мартынов в сборнике «Город Симбирск за 250 лет», сухим путем на Алатырь. В столице нашей губернии императрица пробыла четыре дня.
«Скаредный город» К сожалению, о подробностях этих четырех симбирских дней императрицы известно очень мало. Считается, что город Екатерине не понравился. Способствовала этому установившаяся жаркая погода. Об этом она писала из Симбирска одному из своих фаворитов графу Никите Панину: «Здесь такой жар, что не знаешь куда деваться, город же самый скаредный и все дома, кроме того, в котором Я стою, в конфискации».
Останавливалась Екатерина в единственном в городе каменном доме, принадлежавшем местному купцу (располагался на месте нынешнего суворовского училища). У хозяина было четыре дочери. Императрица, пишет Павел Мартынов, обратила на девушек внимание и впоследствии устроила их судьбу – выдала за своих придворных. Таким образом Симбирск породнился с богатыми дворянскими фамилиями – Пашковыми, Бекетовыми, Дурасовыми и Казицкими.
Предположительно, что не только жара и мысли о судьбе купеческих дочерей заботили императрицу в Симбирске. Тем более что провела она у нас несколько дней и, кроме самого города, по некоторым данным, успела повидать села Вознесенское, Спасское и Соловецкую пустынь. Так что детали самого продолжительного пребывания в нашем крае первого лица государства могут стать интересным материалом для исследований историков.