750 жителей нашего региона в возрасте от 14 до 30 лет ответили на вопрос, какие события 2007 года они считают главными достижениями для себя лично, для Ульяновской области и для России. Ответы ульяновской молодежи удивили даже тех, кто готовил и проводил этот соцопрос работников научно-исследовательского центра «Регион». Хотя, по-моему, читая ответы, стоит удивляться не столько им, сколько тому, как сильно на представление молодежи о происходящем в стране и области влияет пропаганда, ведущаяся федеральными и местными СМИ.

Значительная часть из опрошенных жителей городской и сельской местности Ульяновской области не смогли определиться с ответами на поставленный вопрос. Так, назвать какие-либо собственные достижения затруднились примерно 10 процентов опрошенных.

Вспомнить достижения регионального уровня не смогли уже 25 процентов респондентов. И около трети участников исследования не назвали ни одного события, произошедшего в 2007 году, достижением России.

Среди личных достижений ульяновская молодежь выделила успехи в учебе, в семейной жизни и труде.

Среди российских достижений главными были названы экономический прогресс, выбор Сочи столицей Олимпиады-2014, спортивные достижения и улучшение материального положения жителей страны. Отметили опрошенные и улучшение жизни внутри области. Но если, говоря об экономическом росте в России, они чаще всего имели в виду развитие промышленности, то, говоря об области, упоминали благоустройство и рост темпов строительства. Роста промышленности в регионе ульяновская молодежь пока не заметила. Зато по количеству новых торговых центров и супермаркетов, отметили опрошенные, Ульяновская область догнала другие регионы. «С магазинами у нас наконец-то не хуже, чем в столице», – ответила, к примеру, одна из респонденток. Еще одним показателем роста, но уже на уровне страны, ульяновская молодежь называла падение курса доллара по отношению к рублю. По мнению части из респондентов, это говорит о росте авторитета России в мире. Выдавали опрошенные и другие неожиданные ответы.

Сначала, рассказала журналистам Евгения Лукьянова, заместитель директора НИЦ «Регион», социологи планировали провести исследование с закрытыми вопросами. В этом случае респондентам пришлось бы выбирать один из предложенных составителями опроса вариантов ответа.

Социологи продумывали различные возможные варианты ответов, но в итоге решили сделать опросы открытыми – чтобы респонденты выбирали свои собственные ответы. И, как оказалось, открытая форма вопросов была выбрана не зря – о некоторых весьма популярных у ульяновцев вариантах ответов социологи при составлении опроса даже и не думали.

К примеру, одним из главных достижений Ульяновской области в уходящем году опрошенная молодежь назвала строительство нового моста через Волгу. Мост, по словам Лукьяновой, для молодежи стал событием года. Между тем вносить долгострой в ожидаемые варианты ответов социологи даже не собирались.

Удивил социологов и один из популярнейших ответов ульяновцев на вопрос про достижения страны в целом. Отвечая на него, молодежь часто пользовалась сугубо экономическими терминами – говорила про рост ВВП.

Правда, упоминая три заветных буквы, объяснить, что именно они имели в виду, или расшифровать этот термин большинство опрошенных не могли.

Видимо, сделала вывод Евгения Лукьянова, то, что рост ВВП – это хорошо, респонденты усвоили при просмотре телевизора и изучении других СМИ.

Вообще средства массовой информации оказали несомненное влияние на ответы ульяновцев. Именно такой вывод напрашивается после знакомства с результатами опроса. В части, касающейся достижений страны и области, они напоминают ударный выпуск новостей, основанный на федеральной и местной официальной хрониках. И чего удивляться, что мост стал событием года, если достроить его как можно скорее в предвыборную госдумовскую кампанию неоднократно обещали рекламные ролики «ЕР» и лично Сергей Морозов.