Библиофил Николай Яценко обнаружил два редких геральдических экслибриса, принадлежавших семье Перси-Френч.

Английский дипломат Максимилиан Роберт Перси-Френч (1834-1902) служил в Мадриде, Париже, Санкт-Петербурге. В русской столице он и познакомился с наследницей знаменитого симбирского дворянского рода Софьей Киндяковой (18321896). Их брак не был долговечным, вскоре после рождения дочери Екатерины он распался.

Но остались материальные свидетельства этого союза. Одно из них – редкие экслибрисы, дошедшие до наших времен.

– В XIX веке книжные знаки у дворян были, как правило, геральдическими, то есть гербовыми, на них не указывались имена владельцев, поскольку герб на экслибрисе значил больше, чем имя его владельца, – говорит Николай Яценко. – Вот эта традиция затрудняет определение, кому принадлежали экслибрисы. Так сложилось и с двумя найденными мною экслибрисами. Нужна была их точная атрибуция, но в Ульяновске, к сожалению, не оказалось английского гербовника, по которому можно было бы определить принадлежность письменных знаков. Пришлось обратиться за помощью к ленинградскому исследователю, большому знатоку геральдических экслибрисов Николаю Михайловичу Спиченко. Он и определил по английскому гербовнику, что найденные экслибрисы принадлежали семье Перси-Френч.

На одном экслибрисе изображено два герба, значит, он принадлежал Софье Александровне Перси-Френч. На двух половинках ленты, концы которых закреплены в короне, написан по-латински девиз: «Предпочитаю умереть, нежели обесславить». Экслибрис ее мужа выполнен в римско-английской символике. На нем гербовый щит и щитодержатели: воин и женщина. На щите – замысловатый вензель, представляющий собой переплетение начальных букв имени и фамилии: MRPF Максимилиан Роберт ПерсиФренч, буквы написаны в прямом и зеркальном отражении.

На ленте, расположенной у основания щита, написан тот же девиз, что и на экслибрисе Софьи Александровны.

Перси-Френч было для чего заказывать экслибрисы – библиотека в имении Киндяковых была одной из лучших. Мать Софьи Александровны Эмилия Александровна получила большую ее часть в наследство от отца. Приобреталикниги все представители Киндяковых и Перси-Френч. После 1917 года библиотека была передана в Симбирское губернское книгохранилище. Сейчас часть книг по истории искусства хранится в Художественном музее, основное собрание – во Дворце книги.