Земля помогает нам понять самих себя, как не помогут никакие книги. Она приобщает человека к вечным вопросам.

(Антуан де Сент-Экзюпери)

Атрофия любви

Впервые о том, что идет очень активная скупка земли у жителей ульяновских сел, я услышала от архитекторов.

Оказывается, по районам области разъезжают эмиссары, агитирующие сельчан продать свои земельные паи. Указом президента Ельцина в 90-х годах они были переданы в собственность жителям сел. Средний размер их колеблется в пределах 10 гектаров на человека. Бумаги на продажу земли подписывались всего за 100 рублей. Более совестливые скупщики оценивали стоимость пая в десять тысяч рублей. И это, конечно, мизерная цена. Но глубинная порочность этой ситуации еще и в нравственном подтексте.

Те современные «хозяева жизни», сказочно быстро разбогатевшие в смутные времена, те, кто охотится сегодня за землей, не могут не осознавать ее реальной стоимости. Они прекрасно понимают, что пользуясь слепотой людей, обкрадывают свой народ. Как говорится, ситуация созрела, добро само идет в руки. Ведь что получается? Все эти годы владение землей ничего людям не давало – в лучшем случае участки брали у них за гроши в аренду. а многие собственники-крестьяне уж и забыли, чем владеют.

Отчужденность людей от собственных корней, земли, культивируясь годами, незаметно перешла в норму жизни народа. Недавние выборы депутатов Госдумы подтвердили это. Победителями оказались те партии, которые обещают максимальные материальные блага, строительство социализма 21 века. К великому сожалению, представителей аграрной партии в Госдуме не оказалось. И это в стране, где огромное земельное пространство!

В недавнем интервью А.И. Солженицын подчеркнул, что России необходимо нравственное пробуждение, органическое развитие. Сегодня остро стоит вопрос, что считать главным – социальность, экономику, технику или природный мир. Наши обществоведы, по сути, оторвали человека от его биологических корней. Многие абсолютизируют идею экономической эффективности как единственного средства развития России. В то время, как первооснова жизни – не социум, не экономика, а экос, биос, жизнь на земле, то живое вещество, благодаря которому Земля стала общим домом.

В ходе эволюции человек оказался отрезанным от естественной среды обитания, национальных природных ландшафтов. Человечество обречено на вымирание, если не научится понимать природу, следовать ее законам и чтить как свою прародительницу.. Речь идет о необходимости изменения всего способа бытия человека в мире. Чисто технического и технологического решения вопросов преодоления кризисов не существует. Человечество заново должно учиться согласовывать свои потребности с возможностями природы.

В дневниковых записях Ф. М. Достоевского есть такие строки: «Земля – это все. А уж из земли и все остальное: и свобода, и жизнь, и честь, и семья, и детишки, и церковь». Известный фермер Николай Лямаев признается, что и кромешная тьма ему не страшна, когда он оказывается на своей территории: родная земля его защищает.

Опытные земледельцы уверены, что работать надо не на земле, а с землей как с живой разумной сущностью. Обязательно возвращать ей все, что забираешь. В природе ничего лишнего нет. А уж она, матушка, воздаст щедро за труды.

Наше время называют потребительским материализмом, тем более что жизнь за счет природных ресурсов объявлена официальным курсом страны. Человек теряет чувство гармонии с природой и землю воспринимает как утилитарно-потребительский фон жизни. Вид загаженных домов, полусгнивших мусоропроводов и баков, заброшеных земель, развращают душу, порождает атрофию любви к окружающему миру. Некрасивость, как и предсказал классик, убивает нашу душу на каждом шагу.

Но самое кощунственное, когда походя плюют, в буквальном смысле, на землю, где живут. Для многих жителей Ульяновска и области это стало обычной нормой поведения. Мы с пафосом говорим о грядущем 360-летии областного центра, но не можем избавиться от бытового мусора на каждом шагу: его выбрасывают по окна соседей, под свой забор, на тротуары. Настала пора на уровне власти заявить : «Осквернение великой святыни – родной земли – это все равно, что плевок в лицо матери». Умоем лик свое земли, а там, глядишь, появится чувство национального самоуважения.

Трагический примитивизм

Земельный вопрос всегда мучительно остро стоял в России, и попытки разрешить его сопровождались потрясениями с мистическим подтекстом, как будто под диктовку демонов.

Как считают аналитики-философы, большевистская индустриализация страны наряду с заявленными прагматическими целями – развитие благосостояния, усиление обороноспособности – имела еще и скрытую главную цель. Это перемолоть местную цивилизацию в железных жерновах промышленной реконструкции, разрушить органику прежней жизни в пользу рационально организованной тотальной механики. Органика крестьянской цивилизации уничтожалась в пользу общества, по словам Ленина, «организованного как единая промышленная фабрика». Кстати, главный оппонент Ленина в 1917 году Г. Плеханов так говорил о причинах трагических последствий для России деятельности Ленина: «Он все упрощает, в том числе природу человека и общества».

Затем под видом сталинского тезиса об обострении классовой борьбы продолжалось движение неумолимых жерновов. Это была война с носителями национального менталитета – крестьянством, интеллигенцией и всеми людьми, наделенными культурно-исторической памятью. Стоит только проанализировать, по каким критериям отбиралось цензорами культурное наследие старой России, чтобы понять, что речь в основе шла не о классовой борьбе, а о разрушении социокультурного ядра России как особой цивилизации, особенной органики крестьянской жизни.

Сатанинская стихия, как охарактеризовал революцию великий русский философ И.А. Ильин, предприняла массированную атаку на живой смысл и живую силу русской земли. Революция отрицала все общепринятые нравственные ценности, даже институт национального самосохранения (имеется в виду гражданская война). Все представители великого русского естествознания, разрабатывающие биосферное направление земледелия кормилицы земли русской, были с основном уничтожены, их труды изъяты. Характерно в этом плане судьба ученого-генетика Н.В. Вавилова, который хотел сделать всю Россию сытой, а умер от истощения в Саратове.

Как мне рассказывала наша землячка биолог Н.Н. Благовещенская, ученый с мировым именем, ее зарубежные коллеги поражались, что обладая таким богатым наследием научных знаний всемирного значения в области естествознания, мы имеем примитивное земледелие. Ей стыдно было признаться, что в России все это было запрещено, тогда как весь мир использовал научные разработки русских ученых.

И сегодня вместо того, чтобы научное и духовное богатство, несущее в себе заряд эволюционного развития, вводить в оборот национальной жизни, мы продолжаем жить с ампутированной научной памятью. А раз нет памяти, то нет и исторического глазомера и перспективы. И наше сегодняшнее беспамятное отношение к земле и с учетом коллективизации, не случайно. Оно несет в себе зерно саморазрушения народа. Ведь нас долгие годы учили изучать историю революционных демократов и исповедовать борьбу как универсальный образ жизни. Искать путь к себе, к своей сути мы не умеем. Не смогли вспомнить крестьяне, для чего им земля, но приходят к ним с горстью рублей незнакомые люди, и отдают сельчане землю-кормилицу за бутылку водки. А богатеи, уродливые порождения времен «прихватизации», оказываясь неспособными к творческому оплодотворению земли, – буквально следуют провидческой шутке Марк Твен: «Покупайте землю – она уже не производится».

Искушение глобализмом

Те, кто внимательно следил за работой Международного форума по охране окружающей среды в Рио-де-Жанейро (1992) и аналогичного форума в Иоханнесбурге в 2002 г., поняли: произошла подмена понятия на глобальном уровне. Вместо защиты природы как первоосновы жизни, высшим прироритетом были провозглашены борьба с бедностью, демократические ценности, для решения которых все позволено.

Сегодня быть элитой – значит быть кочевником, не признающим местных ограничений. Привилегированный глобализм за счет примитивизации жизни народов составляет главный вызов 21 века. Разрушаются все формы сложившейся национальной самоорганизации.

На примере России мы видим, как рушатся все завоевания эпохи Просвещения. Идет усиленная деэкологизация, дебилизация, дегуманизация российского пространства. Под предлогом нерентабельности сворачиваются программы массового просвещения, пропагандируются легкость и разнообразные методы убийств и насилия. Манипулировать легче всего зомбированным и непросвещенным народом.

Мы до сих пор исторически не состоялись! Нет философского осмысления своей истории, причинно-следственной связи событий. В современной России стерты грани между добром и злом. Мы теряем нравственную форму жизни: необязательным становится профессионализм, утрачивается осознание нравственной ценности любого труда.

Рыночная экономика без какого-либо морально-правового ограничения, агрессия денежного мешка, господство принципа «купи-продай любой ценой» формирует новый тип взаимоотношений между людьми – цивилизованного отчуждения корпоративной этики, ничего общего не имеющий с обычной гражданской и политической этикой, обязывающей служить стране, народу, государству!

Без земли нет страны

Сегодня в России идет черный грабительский земельный беспредел. Кто-то скупает, пользуясь неведением людей, сельские паи. Кто-то претендует на заповедные зоны, памятники культуры, искусства. В Ставрополе, например, было продано 50 га земли Ботанического сада за три миллиона рублей. Благо руки у новых буржуа развязаны:экологическая экспертиза отменена, водный кодекс разрешает все, леса впервые за 200-летнюю историю отрасли, переданы в ведение региональной власти. У многих природоохранных служб сегодня чисто декоративная роль.

Бережное отношение к земле, как к величайшей ценности, не стало у нас государственной идеологией, смыслом существования, национальный традицией. А ведь только земля-матушка способна нас накормить. Мы очень виноваты перед ней. Земля не родит, когда человек ее недостоин. Западные специалисты прогнозируют неизбежные отток людей на землю. Нам тоже пора осознать, что мы изначально крестьянская цивилизация с великим наследием. Страна должна прирастать малыми и средними городами. России с ее суровым климатом опасно иметь такие разорительные мегаполисы как Москва. Надо возвращаться на землю отцов и матерей. Государство должно предпринять все усилия для исцеления деревни и возрождение крестьянства.

Устойчивая полноценная система «человек и земля» может быть построена только на нравственной духовной основе, потому что самым прочным основанием, на котором стоит народ, является почва его Родины. Нации с сильно выраженным чувством природы преодлевают даже самые жесткие удары и имеют неограниченную способность возрождаться.