Новогодние «подарки» власть преподносила ульяновцам в этот раз тихо, почти тайно, поэтому узнать, что же в итоге подсунули, жители смогут, только получив квитанции на оплату жилья и коммунальных услуг за январь. Цифры в разных районах Ульяновска, например, и даже в одном районе, но в разных домах, могут отличаться. Тенденция, однако, ясна: тарифы неудержимо прут вверх. Не сами по себе, конечно, прут, а повышаются властями разных уровней, на одно – муниципальными, на другое – областными.

Наиболее шкуродерское последовало на 2008-й год от областных.

Комитет по ценам и тарифам облправительства устанавливает, как известно, расценки на энергоресурсы тепло, электроэнергию и газ. Сильнее всего Облкомцен вздернул тарифы на тепловую энергию, то есть отопление и горячее водоснабжение. Вот как это выглядит на примере одного из микрорайонов Заволжья. Тариф на горячую воду повышен с января со 186,97 рубля в месяц с человека до 231,05 рубля (24 процента). Это как бы отдельный «подарок» ульяновским семьям, в которых в прошлом году родились дети. Семья из четырех человек только «за помыться» должна теперь платить больше тысячи рублей в месяц.

Если семья в связи с рождением ребенка еще и улучшила свои жилищные условия, ее ждет двойной «подарок», поскольку почти на 20 процентов повышен тариф на отопление. В 2007 году в расчете на один квадратный метр общей площади тепло стоило 10,03 рубля, в 2008-м – 12,29. За обогрев трехкомнатной квартиры площадью 70 квадратных метров, куда, допустим, переехала наша условная семья из четырех человек, сегодня надо платить 860,30 рубля (12,29х70) в месяц. Это при круглогодичной оплате. При оплате только в отопительный сезон – примерно в два раза больше, или 1700-1800 рублей ежемесячно. Отопительный сезон длится у нас около семи месяцев, то есть, чтобы его пережить, счастливой семье придется выложить за отопление 12000-12500 рублей. Даже если температура в квартире, как это было в декабре первой половине января, всего 15 градусов и младенец рискует простудиться.

Ситуацию с отоплением многоквартирных домов, кстати, можно считать уже вполне абсурдной. На обогрев деревенского дома той же площадью – 70 квадратных метров требуется примерно 15 кубометров дров. Этот объем топлива стоит сегодня около 7000 рублей. Другими словами, обогрев городской квартиры стал обходиться почти в полтора раза дороже, чем обогрев дома аналогичной площади, что низводит на нет всю идею централизованного отопления. Ее достоинством было, вопервых, то, что топливо при ней не нужно доставлять отдельно в каждую квартиру, что радикально снижало расходы на его транспортировку. Вовторых, в качестве топлива на теплоэлектростанциях используется самый дешевый из углеводородов – газ. И вот пришли: отопление дровами, при том, что дерево нужно срезать, доставить потребителю, распилить на чурбаки, а их, в свою очередь, расколоть на поленья, дешевле, чем самотекущим по трубам газом и нагретой им водой. Тут одно из двух: либо стоимость тепла от ТЭЦ завышена, либо при дровяном варианте – занижена. Второе исключено – цены на дрова диктуются себестоимостью их заготовки, спросом на них и конкуренцией. Значит, не все чисто с тарифами на централизованное отопление. Это то, что касается «подарков» регионального уровня.

Преподнесли свои «кульки» и муниципалитеты, хоть и не столь, на первый взгляд, зверские, как область.

С 57,26 до 66,55 рубля с человека в месяц подорожала холодная вода, с 83,85 до 97,38 – водоотведение. Не изменился в этом районе, судя по имеющейся в нашем распоряжении квитанции на квартплату, тариф на содержание и ремонт жилья – 8,1 рубля с квадратного метра в месяц.

Правда, нет ясности с перечнем работ, которые поставщики услуг обязаны за эти деньги выполнять. Пока ощущение такое, что не делается ничего.

Повышение тарифов совпало с урезанием контингента граждан, имеющих право на социальную помощь при оплате жилья и коммунальных услуг. До того в Ульяновске, в частности, действовал порядок, установленный Гордумой, по которому одинокие пенсионеры и ряд других категорий платили за жилье не выше 10-15 процентов от своего совокупного дохода. В связи с ускоренным вхождением области в пресловутый 131-й закон город утратил полномочия в этой сфере и вся соцзащита ушла в компетенцию областных структур. В итоге большинство категорий льгот на субсидию по квартплате лишились. Зато область победила в каком-то конкурсе Минфина на лучшее управление финансами. А с точки зрения Минфина, надо полагать, кто большее бремя расходов спихнет на население, тот и молодец.

Вот тут мы, похоже, впереди России всей. К несчастью.