Еще недалеко ушедший в историю 2007-й стал годом реформирования Генпрокуратуры – все следственные структуры этого ведомства были переданы в созданный следственный комитет при прокуратуре РФ. Так в России появилась новая силовая единица. Следственный комитет начал действовать в сентябре прошлого года, и в него перешли 18 тысяч прокурорских работников. За Генпрокуратурой оставили функции надзора, без права возбуждения уголовных дел – во все времена главного и самого действенного оружия. У прокуратуры осталось право утвердить или не утвердить обвинительное заключение и вернуть дело на дополнительное расследование. Разделение функций вызвало бурю споров о целесообразности этого. Мнения юристов до сих пор расходятся в полярных направлениях. Одни считают, что сложившиеся взаимоотношения структур создадут лишь дополнительные проблемы и помешают работе, другие – что труд следователей станет эффективнее. Но все сознают, что делото общее, и оно не должно страдать из-за подобных разногласий.
Как сложилась ситуация в Ульяновской области, где следственный комитет работает уже четыре месяца, рассказали на пресс-конференции в следственном управлении, в которое входит пять подразделений по различным направлениям деятельности, отдел по расследованию особо важных дел, криминалистический отдел, десять районных и межрайонных следственных отделов.
Прошедший год, сказал Алексей Евдокимов, руководитель следственного управления следственного комитета при прокуратуре РФ по Ульяновской области, можно назвать более благополучным, чем предыдущий – с точки зрения уголовной статистики, конечно. Тяжких и особо тяжких преступлений зарегистрировано 7242, их число снизилось на 26,1%. Раскрываемость правонарушений составила 88,5%.
Особое внимание, по словам руководителя следственного управления, уделяется вопросам раскрытия умышленных убийств и иных тяжких и особо тяжких преступлений. Эта работа проходит при взаимодействии с другими правоохранительными органами, причем одним из приоритетов стало раскрытие преступлений прошлых лет – каждый нарушивший закон должен быть наказан, когда бы преступление ни произошло, а права потерпевших защищены и восстановлены.
В прошлом году, сообщили журналистам, раскрыто 13 особо тяжких преступлений прошлых лет. Так, на протяжении десяти лет оставалось нераскрытым убийство сотрудника Засвияжского РУВД Владимира Мерлушкина, труп которого с рублеными ранами головы был обнаружен в сентябре 1997 года в гаражном боксе. Убийца, как «СК» уже сообщал, найден и осужден.
Более шести лет, сказал Алексей Евдокимов, велась работа по раскрытию еще одного неочевидного преступления – убийства ульяновцев Лусева и Ерхова, пропавших в 2001 году в селе Кременки Старомайнского района из рыбацкого стана. Дело было осложнено не только путаными показаниями свидетелей, но и отсутствием трупов. Однако следователями был выстроен комплекс улик, изобличающих неких братьев Семеновых, рыбачивших неподалеку от стана. Было установлено и место захоронения ими убитых на сельском кладбище – останки жертв обнаружены спустя шесть лет.
В 2007 году следователями расследованы и направлены в суд уголовные дела в отношении двух банд, одна из которых занималась разбоем, другая – похищением людей и содержанием притонов, о чем «СК» тоже сообщал. А еще – четыре уголовных дела о взяточничестве, среди которых – получение взяток первыми лицами районных администраций, должностными лицами правоохранительных органов.
Конечно, признались сотрудники следственного управления, были определенные трудности при становлении новой структуры, но им удалось удержать на прежнем уровне показатели работы, а в ряде случаев даже улучшить их. За время самостоятельной работы, то есть с сентября по декабрь прошлого года, из 59 убийств по области раскрыто 52. Завершено 508 уголовных дел (в суд направлено 485 из них, к уголовной ответственности привлечено 516 человек). Ситуацию во взаимоотношениях в работе следователей и прокуратуры руководство считает стабильной и, вопреки предположениям скептиков, не сказывающейся отрицательно на эффективности работы силовых ведомств.