Мусорные войны

Благоустройство Ульяновска – сквозная тема нашей газеты. Мы не только неоднократно сами к ней возвращались, но и при помощи наших читателей, отслеживали ситуацию, пытались выяснить, в чем же заключаются истинные причины того, почему спальные микрорайоны города завалены горами бытового мусора, почему его не вывозят, а упорно сжигают прямо на местах его сбора. В результате мы получили массу свидетельств того, что причины нынешней загаженности Ульяновска кроются в неспособности, а, скорее всего, в нежелании властей прекратить самые настоящие мусорные войны

Кодекс- пустышка

В начале 2007г. городские чиновники в подконтрольных СМИ и в письмах в нашу редакцию пытались утверждать, что внутридворовые помойки поджигают бомжи. И никакой возможности справиться с ними нет, поскольку нет необходимых документов, позволяющих накладывать наказания на таких поджигателей. Правда, объяснить, зачем бомжам это нужно и почему помойки загораются в одно и тоже время (хоть часы по ним проверяй), чиновники объяснить не смогли.

Летом, когда принимался Административный кодекс области, спикер ЗСО Александр Фролов публично заявил, что кодекс поможет чиновникам навести порядок в благоустройстве, в том числе бороться с теми, кто помойки поджигает. После вступления кодекса в силу прошло полгода. Сейчас читатели «ДЗ», живущие в различных районах Ульяновска, утверждают, что если до принятия Административного кодекса костры на помойках загорались по два-три раза в неделю, то теперь они горят по два три раза в день. Когда люди начали избавляться от новогодних елей и сосен, костров стало еще больше.

Сложившуюся ситуацию можно попытаться объяснить нерадивостью дворников. Так ведь структур, которые обязаны пресекать подобные безобразия, хоть пруд пруди. Это и чиновники мэрии, возглавляемые главным благоустроителем города мэром Сергеем Ермаковым, и экологические службы, и службы санитарного контроля, и пожарные, и участковые милиционеры, и руководители структур ЖКХ. Начальник коммунального отдела Заволжской администрации Владимир Гынкота летом рассказывал, что в районе идет реорганизация коммунальных служб, создаются новые компании. В частности ООО «Стимул», которое должно управлять всеми дворниками района. Стало быть, поджигателей и их руководителей долго искать не нужно? Значит, штрафовать есть кого и есть кому, а оштрафованных нет?

Нужно ли после этого говорить о том, что не работает Административный кодекс? Вместо его применения в администрации Ленинского района еще в августе разрабатывали систему морального давления, наподобие доски «Не проходите мимо!». Глава администрации Сергей Шерстнев тогда заявил, что «материалы позора» уже накапливаются и окончательное решение по поводу доски будет принято в ближайшее время. Доска «Не проходите мимо!» не появилась и по сей день. А вот мусору прибавилось.

Все это очень похоже на то, что в структурах мэрии налицо настоящая мусорная коррупция. А что же депутаты ЗСО принимавшие кодекс-пустышку? Они поступили как обычно – по петушиному. Прокукарекали, а там хоть не рассветай!

На мусорных фронтах

На мой взгляд, мусорные войны между различными частными структурами, для которых его вывозка прибыльный бизнес, являются сегодня истинными причинами загаженности Ульяновска. Частники никак не могут поделить между собой мусорные потоки, вывозка которых приносит немалые деньги.

Мусорные войны начались сразу после того, как структуры ЖКХ передали частникам. Механизмы их возникновения представляются следующим образом. Опираясь на различные группировки чиновников и депутатов, имеющих свой интерес в мусорном бизнесе, мусорные короли города, пытаясь оттеснить друг друга от доходного «пирога», устраивают друг другу всевозможные пакости. По большей части пока это тихие войны. Тем не менее, участники мусорных разборок все-таки иногда выходят из тени. Это происходит, когда «крыша» одного из мусорных королей берет верх и побежденные вынуждены прибегать к демонстративному устрашению противника публичным скандалом.

В 2007г. первая крупная акция устрашения состоялась в конце января. Тогда машины с мусором из Железнодорожного района перестали пускать на Баратаевскую свалку, якобы кончился их лимит. Руководимое Евгением Калмыковым ООО «Центр экологических технологий», арендующее свалку, потребовало от компании «РемФакт» оплатить «сверхлимитный» мусор. Компания платить отказалась, так как плата включена в тариф за услуги ЖКХ. Пока шли разборки между «крышами» мусорщиков то, что обычно ежедневно вывозят 15 мусоровозов, коммунальщики либо оставляли на месте и сжигали, либо сбрасывали, где придется.

Весной аналогичная ситуация произошла в Засвияжском районе. Тогда коммунальщики, ввиду взимания с них платы за вывозку дополнительного мусора, отказались вообще его вывозить. Места контейнерных площадок и улицы оказались заваленными. В третий раз разборки выплеснулись в на улицы города 25 и 26 августа. Вновь в центре скандала оказалась управляющая компания «Центр экологических технологий».

Мэр Ульяновска Сергей Ермаков, вместо того, чтобы назвать вещи своими именами, то ли умышленно, то ли по незнанию весь 2007 г. твердил о том, что эти акции устрашения на самом деле являются обычными забастовками коммунальщиков, требующих повышения тарифов. Какие уж тут забастовки, когда одни мусорные короли пытаются содрать со своих собратьев по бизнесу больше денег, а последние этому сопротивляются? Да и про забастовки бизнесменов раньше слышать, как-то, не доводилось.

Кому война, а кому мать родна…

Как долго продлится в Ульяновске мусорная война сегодня вряд ли кто-то возьмется предсказать. Возможно, вскоре завершится полной победой одних мусорных королей над другими. Но ни один из них по своей доброй воле из этой войны не выйдет.

Областные законодатели, прикрывшиеся «фиговым листочком» Административного кодекса делают вид, что ничего особенного не происходит. Исполнительная областная власть вроде бы не имеет права вмешиваться в дела муниципального образования «город «Ульяновск».

Мэр Ермаков, невзирая на явный комизм ситуации, остатки своих сил кладет на то, чтобы убедить федеральный центр в том, что наш город является самым благоустроенным в России, на организацию бесполезных в такой ситуации субботников, да на проведение конкурсов, типа «Самый благоустроенный двор». Ну а депутаты гордумы, чтобы избежать ненужных им и их компаньонам расследований, на своем последнем заседании в 2007г. просто признали ситуацию в ЖКХ города удовлетворительной…

А ведь мирное завершение этой войны дело вполне реальное. Бизнесмены, занимащиеся одним и тем же бизнесом, знают друг друга и могут договориться о правилах игры на мусорном рынке. А главные жертвы мусорной войны – ульяновцы – были бы избавлены от вынужденного ежедневного вдыхания того, что горит на помойках во дворах. Нужно только что бы кто-то имеющий властные полномочия и авторитет, взялся раз и навсегда решить мусорную проблему. Вот только кто это сможет сделать?