Главные задачи Законодательного Собрания в 2008 году Начало каждого нового года это время подведения неких итогов, время всматривания в будущее, время новых планов и поиск путей решения старых и новых проблем. Каким видится год 2008й?

Что является в нем главным для дальнейшего развития Ульяновской области? На какие сферы жизни следует обратить первостепенное внимание властям и законодателям региона?

Об этом размышляет спикер Законодательного Собрания области Борис Зотов.

– Борис Иванович, наверно, перед заходом в будущее нелишне окинуть взглядом последний период развития области.

Как Вы в целом оцениваете состояние региона?

– Новейшая история Ульяновской области непроста. По целому ряду как объективных, так и субъективных причин она числилась к началу двадцать первого века среди неуспешных регионов России. Много чего не слишком удачного – скажу так – происходило в это время как в сфере экономических отношений, так и в системе управления регионом «кризисная область» – так нас именовали. Об этом народ знает, нет смысла повторяться.

– Ну, а теперь?

– За последние три года ощущение неполноценности уходит. У людей появляются надежды на лучшее будущее. Зримыми приметами этого процесса стали существенный рост бюджетной обеспеченности, увеличение федеральных и частных инвестиций, оживление реального сектора экономики, рост доходов населения. С конвейера УАЗа стали съезжать новые джипы, больше взлетать собранных в Ульяновске самолетов и так далее…

– Но при всем этом нельзя не видеть и того, что перелом к лучшему пока только обозначен?

-Да, это так. Катиться вниз всегда легче, чем подниматься. Основы для дальнейшего экономического подъема только формируются. А его успех зависит от совместных усилий всех: органов власти, экономически активных хозяйствующих субъектов, всего населения. Ну, а исполнительная власть – это как бы дирижер.

– Она руководит «музыкантами» в соответствии с «партитурой»? То бишь – в соответствии с законами?

– А как же иначе?

– Итак, подошли к законотворчеству… Какие сферы нашей жизни прежде всего требуют внимания законодателей? И сегодняшнего депутатского корпуса, и грядущего?

– Да, 2008 год – это завершающий год работы Законодательного Собрания области нынешнего созыва. Уже в марте – выборы новых депутатов. Это, конечно, повлечет за собой обострение политической борьбы, интенсивные PR-кампании и прочее… Основными игроками на предвыборном поле будут региональные отделения таких партий, как «Единая Россия», «Справедливая Россия», КПРФ и ЛДПР. К ним примкнут некоторые группы заинтересованных политиков. Процесс этот, как говорится, вполне нормальный.

Каждая из сторон неизбежно будет искать и находить упущения, проблемы, недостатки в региональной жизни. И это тоже нормально. Главное – не забывать о законотворчестве.

– Повторюсь: какими будут его основные векторы?

– Проблем, а, следовательно, и причин для принятия новых законов, немало. А одна из важнейших – необходимость дальнейшего наращивания объемов производства промышленной и сельскохозяйственной продукции. В последние три года положительная динамика здесь появилась, однако ряд отраслей пока находится не в лучшем состоянии.

– А если конкретнее?

– Тревожит вымывание ульяновской продукции с прилавков магазинов, особенно в продовольственном сегменте. Сегодня, к примеру, только один литр молока из пяти продаваемых произведен в Ульяновской области, остальные же четыре привезены со стороны.

Еще несколько лет назад область практически полностью обеспечивала себя сахаром – сегодня более половины продаваемого также ввозится из-за пределов региона.

Разве не очевидна необходимость законодательного обеспечения региональной продовольственной безопасности? Тем более что природные и иные условия вполне позволяют производить самые ходовые товары и продукты у себя в области. Так что правовые нормы, способствующие укреплению и росту аграрного сектора, существенному повышению доходов сельчан – первоочередные в наших планах на первый квартал этого года.

– Аграрии сетуют на очень незначительную помощь…

– Естественно, встает вопрос о необходимости усиления бюджетной поддержки наших сельских товаропроизводителей. Вопрос вроде бы и очевидный, но часто наталкивается на возражения такого толка: есть, мол, рынок, вот пусть он здесь все и регулирует. Но рынок – рынком, а за тысячами гектаров зарастающих полей, за цифрами сокращения поголовья скота, объемов производства сельскохозяйственной продукции стоят судьбы тысяч людей, целых населенных пунктов.

Правде надо уметь и в глаза смотреть: во многих селах области остаются практически одни пенсионеры. И это неизбежно влечет за собой самые негативные социальные и экономические последствия для области. Поэтому при всей непопулярности так называемой протекционистской политики она в разумных пределах необходима. Тут депутатам есть над чем потрудиться.

– Итак, село – в первую очередь. А улучшение социальной защищенности ульяновцев? Об этом наши законодатели не забыли?

– Социальную защиту населения надо укреплять. Проблем тут хватает. Скажем, ежегодно в области рождается почти вдвое меньше людей, чем умирает. Причин для этого существует немало, но все же определяющая из них уровень и качество жизни. Они пока еще оставляют желать лучшего. И вряд ли это смогут решить разовые акции, здесь нужна планомерная повседневная работа всех причастных к этой проблеме органов и служб. Особенно злободневны проблемы молодых семей: обзаведение жильем, получение работы, места в детском дошкольном учреждении. Требуются на сей счет специальные законодательные разработки.

Тарифы на услуги жилищнокоммунального комплекса. Они продолжают ползти все выше и выше. Депутаты Законодательного Собрания продолжают настаивать на прозрачности и «понятности» всех финансовых расчетов в этой сфере. Но осуществлено это может быть лишь при заинтересованности еще и соответствующих органов исполнительной власти. Здесь пока настоящего взаимопонимания не получается, и это – одна из острых задач года текущего.

Возьмем городской транспорт.

Все видят, что положение здесь далеко не блестящее. Наводнение города маршрутками в девяностых годах свою роль выполнило, сняло остроту дефицита транспортных средств. Но зато окончательно подорвало автобусное, да, по большому счету, и трамвайное дело. И сегодня ситуация, в частности в Ульяновске, очень неопределенная: что делать дальше? Попрежнему ориентироваться на маршрутки или поддерживать, развивать трамвай и восстанавливать автобусный парк? При этом надо учитывать и мировой опыт, который однозначно свидетельствует о приоритетности прежде всего электрического транспорта, автобусов, которые не столь опасны с точки зрения аварийности и гораздо оптимальнее по своей экологичности. Всесторонне обдумать ситуацию должны, безусловно, специалисты исполнительных органов власти и местного самоуправления, но решение может и должно быть принято с обязательным участием депутатов.

Национальные проекты. И здесь возможностей для совершенствования немало. Еще не слишком давно с каким-то олимпийским спокойствием общество и власть наблюдали, как многие детские учреждения закрывались, перепрофилировались, исчезали.

Но вот пришло время, когда приходится создавать заново детские сады, осуществляя работу буквально с чистого листа. В том числе – и с правового.

Аналогичная ситуация возникает ныне со школами и учреждениями здравоохранения на селе.

Да, оптимизация расходов на их содержание – штука важная. Но позакрываются школы в селах, исчезнут фельдшерские пункты и стационары – и что дальше? Улучшится здоровье и самочувствие населения? Понятно, что простых решений тут не найти, но их нужно искать. Надо пытаться конструировать такой формат окружающей нас социальной реальности, который бы оптимально сочетал возможности и потребности общества. И в этом состоит одна из самых главных составляющих того общественного служения, имя которому – законотворческая деятельность депутатов.

– Если проще – чего ждать избирателям от своих депутатов в первом квартале 2008 года?

– Тут надо подчеркнуть вот что.

Многие привыкли, что депутат это вроде палочки-выручалочки.

Прохудилась крыша – обратимся починит. Надо спонсировать какое-то мероприятие – снова обращаются к депутату. Да, за все это депутаты заслуживают благодарности и уважения, но все же не в этом состоит суть депутатского долга. У него две самые главные задачи: представлять интересы избирателей в органе государственной власти, формируя его деятельность таким образом, чтобы она в максимальной степени способствовала их интересам.

Вторая задача – участвовать в законотворчестве, проявлять инициативу, творчество и настойчивость. Чтобы законы работали реально и действенно, улучшали ситуацию в области. А чем предстоит заниматься депутатскому корпусу в новом году – я уже сказал…

– Вы считаете, что еще не весь потенциал депутатский используется в полной мере?

– Упрекать депутатский корпус ЗСО в том, что они это делают недостаточно или плохо, было бы несправедливо. В последние годы Законодательное Собрание стало более профессиональным. Без глубокого анализа уже не проходит ни один выносимый на обсуждение законопроект или вопрос. Депутаты с поддержкой аппарата ищут ответы на все вопросы, используя весь доступный им ресурс. В этом плане идет тесная работа с органами областной исполнительной и муниципальной власти, наиболее жгучие вопросы широко обсуждаются. Регулярные депутатские слушания, правительственные часы, дебаты с привлечением заинтерсованных сторон – обычная практика. Депутаты внимательно изучают и анализируют письма, поступающие в Законодательное Собрание.

И надо заметить, что год от года растет и число принимаемых законодательных актов, и их качество.

Но резервы все же существуют.

Вполне логично и естественно, что понимание проблем должно находить свое продолжение в законах, в том числе авторских, тексты которых написаны самими депутатами или с их участием. Такая практика в Законодательном Собрании складываться начала, и хочется, чтобы таких законов было больше.

– И каково резюме?

– При всех сложностях, которые имеются в области, регион вполне созрел совершить большой шаг по пути социально-экономического прогресса. И очень важно, чтобы этот процесс шел при максимальном сотрудничестве всех ветвей власти, муниципалитетов, сектора реальной экономики и всего населения.