Честно говоря, я с трудом верю, что Михаилу Петрову исполняется 50! Думаю, к моему «неверию» присоединятся многие поклонницы актера. Накануне его творческого вечера, что пройдет как раз в день рождения 25 января, я отправилась к артисту в гримерку на разговор и на чашку чая. Никаких юбилейных итогов не подводили. Конечно, 27 лет службы в театре и более, чем сто ролей, охватить не смогли. Просто говорили обо всем понемножку.
Режиссер
– В спектакле, что будет сыгран на творческом вечере, ты играешь режиссера. Раньше не приходилось?
– Примеривал роль режиссера – в народном театре ДК ВОС, которым я руковожу 16 лет. Все-таки режиссер – это совсем другая профессия, другой способ мышления. Я же вижу конкретную роль, а он – видит все масштабно.
– А режиссер Борис Цейтлин подсказывал тебе, как играть?
– Он сказал: «Я сижу, работаю, а ты смотри». Но у меня не конкретный, а собирательный образ – ведь и другие примеры были перед глазами. Представление о режиссере, не больше.
– Роль бенефисная?
– А у меня не бенефис, а творческий вечер.
– …который, пройдет по твоей инициативе или по предложению театра?
– Это предложение театра. Не могу же я себе позволить стукнуть кулаком по столу, мол, имею право, столько лет оттрубил… Характер такой.
– В общем, интеллигентность мешает. А кто «виноват», что в твоей жизни только один театр?
– Судьба так распорядилась. Сейчас молодежь другая, они более подвижны, легче ко всему относятся. Мы, пожалуй, были посерьезнее. Да и поосновательнее все было: принимали в стабильную труппу, давали квартиры.
Плачидо перешел дорогу
– Да-а, хорошо ты тут «погряз», дослужился до звания заслуженного артиста России…
– Может, если бы не «погряз», мелькал бы сейчас в телесериалах.
– А что – было такое желание?
– Я даже пробовался на центральную роль в фильме Бортко «Афганский излом». В результате эту роль сыграл Микеле Плачидо.
– Славы хотелось?
– Просто любопытно. Вот сейчас из любопытства работаю на ТВЦ в сериале «Новейшая история», как ведущий – в кадре и за кадром. Это немножко другая профессия.
Когда мы были молодыми
– Каждый год ты за сезон в среднем играешь 5-6 новых ролей. Сейчас живется в театре интереснее, чем в первые годы?
– Тогда жизнь была более насыщена. Нам всего хотелось, мы все пробовали, мотались с гастролями, делали всяческие программы.
– Чем отличается заслуженный артист Михаил Николаевич Петров от начинающего актера Миши Петрова? Что потерял, что приобрел?
– Потерял молодой завод, заводную энергетику. Приобрел опыт – актерский и человеческий. В молодости было все равно, какие роли давали – такая жажда работы была. Сейчас уже думаешь: это или это мне неинтересно…
– Что-то жалко из прошедшей молодости?
– А ничего не жалко! Что было – было моим. Что жалеть-то?
Мечта
– Есть роль, про которую мог бы сказать – лучше бы я ее не играл?
– «Лучше бы не играл», это значит, ты роль провалил. Удачи и неудачи – были. А полный провал, после которого тебя снимают с роли – нет.
А любимые роли? Только не говори, как многие, что любишь все, как детей, а лучшую еще не сыграл! Вот в «Шлюке и Яу» мне нравился твой Карл…
– А в «Занозе»? А в «Ужасных родителях»?
– Шикарные роли. Какого героя хочется сыграть?
– Мечта? Сирано. Вроде и возраст подошел. Что в нем главное? Самопожертвование. И еще – он романтик. Он обожествляет женщину, и жертвует собой ради этой любви.
Фарида и Александра
Он вернулся из армии, зашел в училище и увидел девушку. И сразу подумал: «Да. Вот эта – она…». Мог ехать в трамвае на другой конец города, чтобы посмотреть на любимую женщину. потом развернуться и уехать обратно. Фарида и Михаил поженились еще студентами (с той поры успели сыграть серебряную свадьбу). Родилась дочка.
Сашеньку Петрову вынесли на сцену, когда она еще не умела ходить. В детской сказке она «играла» дочку собственного папы. Зал ахал: Живая! Шевелится!». Когда Саша немного подросла, получила роли побольше – в спектаклях «Медея» и «Зайка-зазнайка». И в десять лет со знанием дела делилась со мной в интервью: «Сейчас я что-нибудь вспомню о жизни, прожитой в театре. Мне там все интересно! Я думаю, артисткой быть не тяжело. Просто надо уметь быть наедине со всеми, как папа сказал».
Как вы думаете, какую профессию выбрала Саша? Правильно. Она поступила в Казанское театральное училище, которое закончили ее родители.
-Это было ее решение или папа с мамой постарались?
– Я до последнего не знал, что она собирается в театральный. Закончила школу и объявила. Тут она сама должна решать, чтобы потом не говорила, что мы виноваты в «искалеченной жизни». Мог помочь – она поступала к моим педагогам, взяли бы, даже разговоров не было бы. Я приехал только на третий тур. Педагог спрашивает: «Ты что здесь делаешь?». «Дочь поступает». Кто такая?». «Саша Петрова». Он журнал открывает, а напротив ее фамилии большой, жирный восклицательный знак. Можно уже не вмешиваться.
– И в личной жизни она пошла по стопам родителей – вышла замуж еще св училище за своего сокурсника. И строгий папа ничего не сказал?
– Она еще и родила на четвертом курсе, и умудрилась закончить. Приносила чадо в училище, и дочка спала там в чемодане. Они ами с мужем крутились.
– В кого такой характер?
– Вроде особым воспитанием не занимались, росла в театре, как все актерские дети.
– Но ведь она смотрела на папу и маму.
Она очень волевая, все может.
Арина Антоновна
– Когда мне позвонили из Казани и сказали, что я стал дедушкой, заплакал от счастья. И не стесняюсь это говорить. Звоню Ирине Янко, она даже испугалась – что случилось? «Я дедушкой стал, внучка родилась». А слезы так и льются.
– Сентиментальным стал – это зрелость…
– Я же дочку с внучкой забирал ее из роддома вместо папы, который был занят в спектакле. Ты представляешь как на меня медсестры смотрели? Вот старый, за девочкой приехал! Совсем обалдел! Я же ничего не чувствовал кроме, огромного счастья. Теперь ей уже четыре года.
– В артистки не собирается?
Пока только впервые познакомилась с маминой работой. Мама играла стойкого оловянного солдатика. И когда он «сгорал» в печке – представляешь, что с Аринкой стало?
Что нужно для счастья
– Фарида как-то в интервью назвала тебя «рукодельником».
– Просто берусь за любое дело, если надо. Купил машину в Казани, мне показали, куда нажимать, где переключать. Я сел первый раз в жизни и доехал до Ульяновска. Или вот в электричестве ни черта не понимал, но проводку методом тыка в гараже сделал. Первый раз сгорела. Теперь свет есть! На даче рамы сделал – впервые в жизни. Тоже не умел, но ведь надо! Пилить, строгать меня никто не учил, некому было, я ведь рос без отца.
– Что самое главное в твоей семейной жизни?
– У меня замечательная жена, которая умеет быть терпеливый (я ведь тоже не всегда – сахарный), замечательная дочь, замечательная внучка. А что еще надо для счастья?
– А счастье – это…
– Вспышка, всплеск. И ожидание счастья. И того, и другого в моей жизни хватало. Может, потому не устал ни от жизни, ни от работы.
– Раз ты юбиляр – итоги будем подводить?
– Не понимаю, когда говорят, итоги, новый этап! А 49 лет – чем не юбилей, тоже только раз бывает. Просто жизнь продолжается.