18 января 2008 года в зале заседаний правительства Ульяновской области состоялось совещание у недавно назначенной главным федеральным инспектором по региону Татьяны Терехиной. На совещании присутствовали члены Общественной палаты Ульяновской области и представители 15-ти организаций, выигравших гранты президента РФ на 2007 год. Тема была обозначена следующая: «Государственная поддержка институтов гражданского общества. Опыт взаимодействия власти и НКО». Вопрос продолжения взаимодействия стал после этого совещания, на мой взгляд, острее, чем когда-либо. Но все по порядку.
Начнем с того, что гражданское общество стало активно развиваться в Ульяновской области с приходом в регион в 2001 году федеральным инспектором Александра Иванова, который своими усилиями создал Ульяновский ресурсо-информационный фонд, который в то время ютился в Областной библиотеке для детей и юношества. Этот фонд, названный РИФом, стал заниматься поддержкой существующих и создаваемых НКО в регионе, его руководителем с самого начала была Екатерина Женжеруха (ныне Максимова).
За шесть лет своего существования РИФ превратился в реально эффективный центр поддержки НКО в регионе, взрастил множество важных и нужных неправительственных организаций.
Значение его для гражданского общества региона трудно переоценить.
Александр Иванов в то же время отметил и поддержал в области еще одну важнейшую структуру – Научноисследовательский центр «Регион».
«Регион» возглавлялся и до сих пор возглавляется Еленой Омельченко и базируется в Ульяновском государственном университете. «Регион» – это отличная команда социологов, определенно лучшая в Ульяновской области и одна из лучших в России. Именно эта команда создала в свое время фестиваль социальной рекламы «Виноградарь», однозначно современный, прогрессивный, яркий и мощный. Сейчас фестиваль собирает представителей из множества регионов России, его силами на улицах Ульяновска появилась социальная реклама, которой до этого не было совершенно.
Это всего лишь два представителя тех общественных объединений, созданных и поддержанных у нас с 2001 года. И безусловным зачинателем этого был Александр Юрьевич с подачи полномочного представителя президента РФ в ПФО Сергея Кириенко.
С тех пор прошло шесть полных лет. Гражданское общество окрепло, нашло связи извне, активно сотрудничает с НКО России и зарубежья.
Многие НКО сотрудничают с Московской школой политических исследований. Своими силами общественные организации находили гранты и претворяли их в жизнь.
За это время сменилось два главных федеральных инспектора. И всегда основным мотивом взаимодействия было ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ.
Возвращаясь к совещанию, в названии которого было «взаимодействие», можно заметить, что опыт развития этого взаимодействия был, кажется, взят для того, чтобы, воспользовавшись им, взаимодействие тут же и похоронить.
Совещание, которое затянулось на три часа, попросту превратилось в публичную порку, «партийную выволочку» со стороны главного федерального инспектора. Татьяна Александровна задавала вопросы по мелочам, не понимая зачастую всего проекта, его миссии, сути и идеи, не понимая, как показалось, общего смысла, общей картины. Я даже не говорю про себя и про свой грант, но при всех публично и язвительно был унижен РИФ и Екатерина Максимова. По словам Терехиной, она знает все эти ресурсные фонды, и ничего хорошего они не делают, ни один с хорошей стороны себя не показал.
Лично у меня не очень хорошо по разным несущественным причинам складывались отношения с РИФом, однако я не могу не признавать, что РИФ чрезвычайно полезен для Ульяновской области и гражданского общества в регионе. Публично унижать и язвить – последнее дело. А унижать и язвить несправедливо – дело еще и некрасивое. Как можно говорить в дальнейшем по ходу совещания, что надо помогать развиваться общественным организациям, предварительно унизив и разгромив организацию, именно этим занимающуюся?
Как можно угрожать всем страшным голосом, что будет проверена каждая буква в финансовых отчетах, и говорить, что будет досконально изучено, кто, как и на каких основаниях распределял гранты, если сама Татьяна Александровна ничего пока не сделала для гражданского общества?
Слова Терехиной наводили на одну только мысль: «Неужели эта женщина хочет поссорить президента России с некоммерческими организациями Ульяновской области, ведь она действует от его имени?».
На совещании был унижен и оскорблен и НИЦ «Регион» с проектом «Виноградарь». При этом слова о том, что приводить губернатора в ночной клуб – ненормальное вложение денег, еще раз доказали, что из контекста вырываются мелочи, опускаются масштабность и важность всего проекта.
В целом из слов и напора ГФИ можно было вынести следующие тезисы: 1. Государству не нужны проекты, направленные на далекое будущее.
Хорошие проекты – только те, итоги которых можно посчитать и увидеть сегодня.
2. Хорошие проекты в основном связаны с уборкой улиц. Именно потому, что итоги этих проектов видно прямо сейчас. После совещания представители общественных организаций грустно шутили, что в каждый проект теперь нужно обязательно закладывать строку «Уборка улиц», а в отчетах 80% писать про процесс уборки и количество мусора в тоннах, который был убран.
3. Отчеты НКО будут проверяться нещадно, чтобы в дальнейшем неповадно было вообще подавать заявки.
. Будет проверено, кто вообще разрешил реализовывать эти проекты.
В целом ощущение у всех осталось такое, как будто все вернулись в советское время, что все присутствовали на партсобрании.
Возразить что-либо Терехиной было просто невозможно: она грубо прерывала представителей гражданского общества, не позволяла с ней спорить и отстаивать свою точку зрения. Еще раз подчеркнув грубое и нетерпимое общение, хочется отметить, что подобного обращения (не на равных, а с позиции силы и власти) гражданское общество в Ульяновской области не знало давно.
«Мы и так все разобщены, а тут нас вот так вот…» – сказал один из участников после совещания. А мне самому лично кажется, что это всех объединит. И мы все реально выйдем в оппозицию власти, каковыми по определению и должны быть представители гражданского общества. Уж если после совещания желание сотрудничать друг с другом возникло у ранее противостоявших некоммерческих организаций, то определенно встреча с Терехиной пошла на пользу.
В любом случае гражданское общество в Ульяновской области просто так не задушить и не сделать из него тупых «подрядчиков» государства. В этом я уверен. Гражданское общество содрогнулось, но будет предпринимать все возможное, чтобы движение во имя развития не прекращалось. Тем более что за нас губернатор и президент. Тем более что Терехина – всего лишь один из чиновников, она здесь не навсегда, в отличие от нас всех.